Евгения Еременко
Рекомендации родителям «Как воспитать трудолюбивого ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям
Размышляйте над понятиями «образ» и «реальность»
Необходимо пересмотреть два распространенных убеждения, которые мы транслируем нашим детям: что визуальный образ идентичен реальному объекту и что этот образ все воспринимают одинаково (в то время как каждое восприятие - индивидуально). Для этого взрослым (вместе с детьми) стоит: — анализировать «техническую составляющую» того, что вы видите на экране (нажимайте паузу, чтобы рассмотреть образ, исследуйте раскадровку, обсуждайте сюжеты, посвященные созданию видеоэффектов в том или ином блокбастере.); - попробовать самим вместе с детьми создавать подобные. Особенно это касается рекламных роликов, которые так притягивают взгляды детей, иногда внушая, что «именно это средство поможет от всех бед». Иронично замечайте все несоответствия, то, что в реальной жизни не бывает.
Публикация «Рекомендации родителям „Как воспитать трудолюбивого ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Говорите о переживаемых эмоциях
Как относиться к сценам жестокости
В современных фильмах и даже мультфильмах они не редкость. Как это сказывается на поведении детей? Американский психоаналитик Бруно Бетгельгейм подчеркивал, что детям необходимо, чтобы в сюжетах была некоторая степень жестокости, поскольку это помогает им научиться правильно вести себя в отношении подобных чувств, раз уж в жизни они возникают. «Противоположные начала и чувства - добро и зло, любовь и ненависть - часть нашего внутреннего мира, - объясняет детский аналитик Татьяна Шатунова. - Качественные фильмы способны демонстрировать детям, как с этими чувствами можно «обходиться». Но в любом случае нужно специально подбирать для своих детей телерепертуар». «Избыток жестоких видеосюжетов и игр таит в себе угрозу «заразить» ребенка агрессией, - уверена Галина Кучерова. - У него может сработать механизм отождествления себя с главным агрессивным героем, чьи действия оправданы по ходу сценария». Согласно ряду исследований, большинство демонстрировали агрессив» после просмотров сцен насилия особенно когда оно казалось бы «безнаказанным» или когда агрессор добивался своей цели и получал желаемое. Американская академия педиатрии предупреждает, что часто соприкосновение с подобными сцен: ми воспитывает в детях привычку разрешать конфликты силовыми методами, может делать их бесчувственными по отношению к другим и вместе с этим формировать пугающую карте окружающего мира. Наконец, подобные сцены могут вызвать переизбыток эмоций или смещение чувств: чем меньше ребенок, тем больше он склонен запоминать отдельный акт агрессии вне его связи с контекстом, без его осмысления. В любом случае будем помнить, что сила внушения любого видеоряда ; огромна, и наша задача -не изолировать детей от экрана и мониторов, но научить, как разумно использовать их в повседневной жизни.
Руководство по жизни
Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка. «Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» - преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает:
«Меня это так достало. '» - жалуется 39-летняя Валентина. «Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, — говорит детский психолог Татьяна Бедник. - Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».
Усилия и удовольствие
Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. Если родители не дают детям пробовав, спотыкаться, снова пробован и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой. Вопреки тому что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющиеся - это сложная в психическом отношении операция, которая подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать; находит в себе необходимое желание это сделать; решает претворить свое желание в действие; представляет себе те операции, которые для этого нужны; обладает технической способностью выполнить эти действия и психологической, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения.
Возможность думать и действовать
Иными словами, чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, желать и действовать. И все это в течение более или менее продолжительного времени, чтобы довести дело до конца. Все дети при рождении обладают необходимым потенциалом — но развитию способностей нередко мешает родительская гиперопека : такой ребенок просто не чувствует необходимости думать или делать что-то самостоятельно. Какой бы вопрос ему ни задали, он непременно оглянется на мать, ожидая, что ответит она. Точно так же ребенок протянет матери свое пальто, чтобы его одели, хотя умеет одеваться сам. Интеллект и моторные навыки здесь ни при чем - такому ребенку просто не дают возможности самостоятельно «думать» и «делать», взрослые «думают» и «делают» все за него. Ребенку, к примеру, не скажут: «Начинай готовить домашние задания и позови меня, если тебе понадобится помощь». Вместо этого ему продиктуют, какие действия нужно выполнить.
Не знать не стыдно
Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего возраста давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия «В год сражаясь с кольцами, пирамидки, в два - с липучками ботинок, в три - с пуговицами пальто (при условии, что взрослый всегда рядом, чтобы научить, поддержать или помочь, ребенок усваивает важные истины. Во-первых, «нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь не справиться или ошибиться». Ребенку нужно объяснить, что вполне успешные взрослые когда-то тоже многого не знали и не умели, но постепенно научились. - Это очень важно, потому то дети воображают, что взрослые всегда знали и умели то, чем владеют теперь. Страх оказаться неумехой (то есть хуже родителей) и испытать из-за этого унижение отбивает у многих детей желание прилагать усилия». Во-вторых, «если очень стараться, то в конце концов обязательно получится».
В-третьих, «добиться успеха - это большое удовольствие». Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание.
«Мне нравится, что мои родители ходит на работу, мне нравится быть дома одному. Когда родителей нет дома, у детей есть шанс проявить самостоятельность».
Твердость - качество позитивное
Установить твердые правила в отношении уроков или домашних обязанностей некоторым родителям мешает страх оказаться в глазах детей слишком жесткими. Но ребенок и подросток, которым взрослые уступают во всем, от этого только проигрывают: при первых же затруднениях они будут склонны бросить начатое дело, даже не пытаясь довести его до конца. Такими детьми движет неосознанное желание найти себе занятие, обучение которому совершалось бы как по волшебству, без всяких усилий. И это опасно: если никто не объяснит ребенку, что времена волшебников давно миновали, этот безнадежный поиск может затянуться на всю жизнь. Важно устанавливать правила и границы дозволенного - те, на которые родители ориентируются сами. Это помогает детям чувствовать, что взрослые знают об их желаниях, поддерживают их начинания и позволяют всякий раз, когда это возможно, самим делать выбор, пройти его заново, испытать что-то новое. Так он становится предприимчивым и трудолюбивым. Итак, приучение к труду и усилиям начинается очень рано и не ограничивается наставлениями взрослых. Оно опирается на желание и чувство удовольствия, которые испытывает каждый ребенок с самого раннего детства. Но как быть с тем, что приходится делать, не испытывая ни малейшего желания и не получая от этого удовольствия? На что же опираться в этом случае?
Обязанности есть у каждого
«Здесь вступает в действие «закон» - совокупность обязательств, которым подчинены люди в силу того, что живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место, — объясняет известный французский психоаналитик Клод Альмос (С1аис1е На1то8). - Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Он должен понять три вещи.
1. Кем бы ты ни был, в жизни невозможно делать только то, что хочется;
2. У всех есть обязанности; когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (Рональдо никогда не стал бы Рональдо, если бы не тренировался);
3. Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие». Чтобы помочь ребенку усвоить эти истины, родителям понадобиться терпение, так же важен и припер, который они подают, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с ними