Марина Андриенко
Викторина для педагогов «Литературные знатоки»
▼ Скачать
Викторина «Литературные знатоки»
Цель:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать … в работе с детьми.
2. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
3. Раскрыть творческий потенциал педагогов.
(Игроки делятся на 4 команды, задаются вопросы, команда, которая быстрее ответит - зарабатывает 1 балл. Победители определяются по количеству набранных баллов.)
Ход викторины:
Публикация «Викторина для педагогов „Литературные знатоки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Литературные викторины и конкурсы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
Для того чтобы научить детей чему-либо педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Уважаемые педагоги, предлагаем вам поучаствовать в викторине «Литературные знатоки».
Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно.
1 тур «Разминка» (СЛАЙД 2)
Ответьте, пожалуйста, на вопрос «К какому виду творчества это относится?» (СЛАЙД 3)
1. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
4.«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (Былина.)
5.«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
(СЛАЙД 4)
6. «Как у бабушки козел, что за умный был: сам и поводу ходил, сам и кашу
варил». (Потешка)
7. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
8.«Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
9. Сели детки на карниз и растут все время вниз (Загадка)
10. Жили-были дед да баба (Сказка)
2 тур «Угадай героя и произведение» (СЛАЙД 5)
«Каким сказочным героям принадлежат слова?»(СЛАЙД 6)
1. «… Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой».
(«Кот и лиса», Котофей Иванович)
2. «… О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними больными, моими зверями лесными.» (Айболит из одноименного произведения К. Чуковского)
3. «Ты волна, моя волна, ты гульлива и вольна,
Не губи ты нашу душу, выплесни ты нашу на сушу» (Царица с сыном в сказке «О царе Салтане» А. С. Пушкина)
4. «Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало.
Пожалуй, он и до нас доберется!» («Кот и лиса», Медведь)
«Из каких произведений эти отрывки?»
Определи название художественного произведения и его автора: (СЛАЙД 7)
«А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздеву силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть». (В. Даль «Война грибов с ягодами».)
«Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:
— Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой».
(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».)
«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат да комарики пищат.
Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой». («Пых», русская народная сказка.)
(СЛАЙД 8)
«Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.
— Эх, братик, до чего же мне есть хочется, — пожаловался младший.
— И мне хочется! — сказал старший». («Два жадных медвежонка», венгерская сказка.)
«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
Как же это так? — спрашивает Митю отец.
Ножик плохой, — отвечает Митя». (Е. Пермяк «Торопливый ножик».)
Купит с горем пополам,
Повернется к зеркалам —
Вся портновская работа
Разъезжается по швам. (С. Михалков «Дядя Степа».)
«Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро
уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша». (В. Осеева «Печенье».)
3 тур «Подбери определение» (СЛАЙД 9)
Назови одним словом (СЛАЙД 10)
1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
3. Устное народное творчество. Песня-сказание, основанная на реальных событиях (былина)
4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
(СЛАЙД 11)
6. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор).
7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
10. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
4 тур «Филворды» (СЛАЙД 12)
Задания по командам. «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов)
Слова, спрятанные в таблице, могут менять свое направление под углом в любую сторону, любое количество раз. Буквы в словах идут не только сверху вниз, но и слева направо. Ищите слова и вычеркивайте их, если все слова подчеркнуты правильно из оставшихся букв можно составить слово.
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием.
«СКАЗКИ» (Вопросы – подсказки) (СЛАЙД 13)
- Герой этой сказки от зайца ушел, от волка ушел, от медведя тоже ушел, а вот от лисы уйти не смог. (колобок)
- Первой в нем поселилась мышка – норушка, затем лягушка – квакушка. А всего в нем смогли жить пятеро животных. (теремок)
- В этой сказке дед посадил овощ, но вытянуть его из земли самостоятельно не смог. (репка)
- Героиня данной сказки растаяла, прыгая через костер. (снегурочка)
- В какой сказке злая мачеха, чтобы избавиться от своей падчерицы, заставила своего мужа отвезти девочку в чисто поле на трескун-мороз? (морозко)
«ГЕРОИНИ СКАЗОК» (Вопросы – подсказки) (СЛАЙД 14)
- Героиня одной из русских сказок была сделана из снега. (Снегурочка)
- Героиню сказки злая мачеха заставляла делать всю грязную и тяжелую работу в доме. Девушка любила по вечерам, окончив работу, забираться в уголок возле камина и сидеть там на ящике с золой. (Золушка)
- Ее братец напился из козьего копытца и стал козленочком. (Аленушка)
- В сказках она всегда прекрасная или премудрая. (Василиса)
- Эта героиня сказки сбежала из театра Карабаса Барабаса. (Мальвина)
- Имя царевны, которая никогда не смеялась, никогда не улыбалась. (Несмеяна)
«ЖИВОТНЫЕ» (Вопросы – подсказки) (СЛАЙД 15)
- Она снесла золотое яичко. (курочка)
- В сказках всегда хитрая и коварная. (лиса)
- В одной из русских народных сказок этот герой ловил рыбу своим хвостом. (волк)
- Ему доставались вершки и корешки. (медведь)
- Она бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (мышка)
- Они догоняли сестру с братцем, которым помогла спрятаться речка, затем яблонька, а потом печка. Назовите их. (гуси)
- Этот сказочный герой жил в лубяной избушке, пока лиса не выгнала его. А помог ему петушок. (зайка)
«ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» (Вопросы – подсказки) (СЛАЙД 16)
- Если ее надеть, то можно стать невидимым. (шапка)
- Тот, кто обладал этим предметом, мог очень быстро передвигаться. (сапоги)
- Герои могли на нем перемещаться по воздуху на дальние расстояния. Что это за предмет? (ковер)
- Этот предмет в любое время мог накормить своего хозяина, стоило только произнести волшебные слова. (скатерть)
- С его помощью можно было узнать, что происходит в другом государстве. Оно умело говорить. (зеркальце)
- Чтобы победить Кощея или победить чудо-юдо нужен был именно этот предмет. (меч)
5 тур «Угадай иллюстратора» (СЛАЙД 17)
Необходимо назвать художников и несколько произведений, которые он
иллюстрировал.
(СЛАЙД 18) Ювеналий Дмитриевич Коровин - создал множество иллюстрации к стихам Михалкова, Маршака, русским народным сказкам. Его нарочито грубоватый стиль - прямые линии, незаконченность рисунка, экспрессия – узнаваем с первого взгляда. Особенно гармонично выглядят его иллюстрации к стихам Маяковского.
(СЛАЙД 19) Иван Яковлевич Билибин проиллюстрировал огромное количество сказок и былин, став автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов книги: обложки, инициалов, шрифтов и орнаментальных украшений.
(СЛАЙД 20) С легкой кисти Бориса Александровича Дехтерева запоминающиеся акварельные портреты получили Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, герои сказок А. С. Пушкина.
(СЛАЙД 21) Сутеев Владимир Григорьевич первую известность получил как художник-карикатурист, иллюстрировал книги Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова, а также свои собственные сказки.
(СЛАЙД 22) Чижиков Виктор Александрович – народный художник России, один из выдающихся мастеров российской детской книги, создатель Олимпийского Мишки – талисмана Олимпиады-1980 в Москве. Поначалу работал в качестве карикатуриста, сотрудничал с журналами «Крокодил» и «Огонек», позднее стал детским художником — работал в «Веселых картинках», «Мурзилке», «Пионерской правде», «Юном натуралисте» и т. д. Ннесколько миллионов маленьких читателей открывали для себя «Айболита», «Винни Пуха» и «Волшебника изумрудного города», глядя на героев этих книг глазами художника Чижикова.
(СЛАЙД 23) Окончив Академию художеств, Чарушин Евгений Иванович стал художником-анималистом и посвятил свое творчество оформлению детских рассказов о животных. Выдающиеся иллюстрации Чарушина для книги Виталия Бианки даже приобрела Третьяковская галерея. А во время работы с Самуилом Маршаком над книгой «Детки в клетке», по настоянию писателя, Чарушин попробовал сочинять сам. Так появились его рассказы «Томка», «Волчишко» и другие.
(СЛАЙД 24) Семенов Иван Максимович – создатель знаменитого Карандаша и всего детского журнала «Веселые картинки». Первое детское признание художнику принесли иллюстрации к веселым историям Николая Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа», а тираж книги «Бобик в гостях у Барбоса» с иллюстрациями Семенова превысил три миллиона экземпляров.
(СЛАЙД 25) За три года работы на студии «Диафильм» Владимирский Леонид Викторович нарисовал 400 иллюстраций для 10 лент, а затем переключился на книги. В 1953 году Владимирский создал образ Буратино, который вскоре стал культовым. Такая же судьба ждала и героев «Волшебника Изумрудного города», которые так полюбились читателям.
(СЛАЙД 26) Рачев Евгений Михайлович — художник-анималист с гениальной фантазией: на созданных им иллюстрациях животные носят одежду, имеют человеческую мимику и характер. Рачев родом из Сибири и первые впечатления о животном мире получил в тайге, где делал зарисовки с натуры.
Его волшебные детские впечатления ожили в иллюстрациях к незатейливым историям: «Теремок», «Колобок», «Петушок — Золотой гребешок», «Волк и козлята». Евгений Рачев иллюстрировал произведения Пришвина, басни Крылова, «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка, произведения В. Бианки, русские народные сказки и сказки народов Севера.
(СЛАЙД 27) Юрий Алексеевич Васнецов - бесспорный классик книжной графики, любимец самой искренней аудитории, иллюстрировал произведения русского фольклора, сказки, стишки, потешки. Его изображения зверей и птиц напоминают игрушки и сразу становятся родными малышам.
6 тур «Мозговой штурм» (СЛАЙД 28)
Педагогам предлагается в команде обсудить вопрос «Какие совместные мероприятия можно организовать с детьми и родителями по направлению «чтение художественной литературы»? (перечислить как можно больше вариантов). Описать 1 мероприятие подробно. (СЛАЙД 29)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (СЛАЙД 30)