Наталья Пыльцына
Воспитание у старших дошкольников интереса к художественной литературе. Викторина «Что за прелесть эти сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Пыльцына Наталья
Викторина - это игра, участники которой отвечают на вопросы объединенные темой.
Цель: Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе.
Задачи: - воспитывать интерес к художественной литературе; положительные чувства к произведениям народного творчества.
- формировать яркую, связную, грамматически правильно построенную речь;
Публикация «Воспитание у старших дошкольников интереса к художественной литературе, Викторина „Что за прелесть эти сказки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
- развивать мыслительные процессы, через воссоздание по картинкам. последовательного сюжета сказки;
- закреплять умения работать командой.
- активизировать речь детей через воспроизведение отрывков из сказок, при пересказе сказки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. – чтение сказок;
- рассматривание иллюстраций;
- заучивание отрывков из стихотворных сказок;
- совместная работа с детьми по изготовлению для игр «назови сказочного героя», «из какой сказки герой?»
- драматизация сказок;
- рисование по прочитанным сказкам;
- проведение выставок-рисунков, «мама, папа, я – читающая семья», «русские народные сказки», «сказка, ложь, да в нем намек», героя сказки, понравившейся сказки.
- прослушивание аудиозаписи со сказками
- посещение детской библиотеки («Неделя сказки»)
- просмотр кукольных спектаклей по русским народным сказкам в Д/К «Родник»
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми при подготовке к выставкам.
- разучивание народных игр («Золотые ворота», «У Маланьи», «Иван-Царевич», «Что за прелесть эти сказки»)
- консультация для родителей.
Материал:
- сказочные предметы героев из рус. нар. сказок
- иллюстрации к сказкам
- аудиозапись
- разрезная картинка с домиком сказочницы (пазл)
- карточка с заданиями
(СКАЗОЧНИЦА)
- Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! (садимся на стулья)
- Я - сказочница, повсюду хожу, сказки с собой ношу! Их в сундучок волшебный собираю: какие – в народе услышу, какие – сама сочиняю. Сундучок мой волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, не расскажет. (аккуратно ставлю сундук на стул)
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
- А много ли вы сказок знаете? Давайте проверим. Я буду из своего заветного сундучка волшебные предметы доставать, а вы мне сказку называть – говорить из какой сказки этот предмет.
Рассаживайтесь на стульчики поудобнее, будьте внимательны. (дети садятся на стулья, сказочница хочет открыть сундучок, а он не открывается) :
- ребята, что делать сундучок не хочет открываться, я что-то забыла наверно.
-дети: сказать волшебные слова.
- Сказ : Вспоминайте волшебные слова из сказок : ( ответы: по щучьему веленью, по моему хотенью; избушка-избушка - встань к лесу задом, ко мне передом.)
- печка-матушка не видела ли ты куда гуси-лебеди моего братца унесли.
- сивка-бурка, вещая каурка встань…
- лети, лети лепесток, через запад на восток…
- Спасибо ребята, помогли вы открыть мой сундучок, сколько слов волшебных вспомнили (сказочница начинает доставать из сундучка предметы. Дети называют сказку, из которой тот или иной предмет.)
- Да, ребята мои милые, на какой предмет ни посмотришь – сразу сказку вспомнишь! Быстро вы ответили, много сказок знаете.
- Я, ребята, все время забываю с каких слов обычно сказки-то начинаются?
( ответы детей: жили-были…., в некотором царстве, в некотором государстве, не далеко не близко, не высоко, не низко)
- а какими словами сказки обычно заканчиваются, вы тоже знаете?
ответы: «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
«И стали они жить поживать, да добра наживать»
«И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
«Как аукнется, так и откликнется»
«И жили они долго и счастливо»
- Сказ. : - вижу я, ребята, что любите вы сказки.
- скажите, а что побеждает в сказках?
( ответы: добро побеждает зло)
- назовите, отрицательных героев сказок?
(баба-яга, кощей бессмертный, злая мачеха и т. д.)
Сказоч. : Милые ребятки, злые герои сказок хотят, чтобы в сказках побеждало зло, они-то и разрушили мою избушку. Просьба у меня будет к вам, помогите сделать так, чтобы добро побеждало и я снова увидела свою избушку.
- Вижу я, вы любите сказки. Дам я вам волшебный клубочек. Он поможет вам найти дорогу в страну сказок. Только путь вам предстоит не легкий. Много препятствий будет на этом пути. Но я знаю вы мне поможете и все трудности одолеете.
Ребята, вот мы и попали в страну сказок!
В. : - Какие сказки бывают?
( ответы детей: народные – сочинил народ, авторские - писатели)
- Ребята, назовите русс. народные сказки.
(хаврошечка; гуси-лебеди; крылатый, мохнатый и масленый и т. д.)
- А теперь назовите авторские сказки : (Золушка- Ш. Перро; Красная Шапочка- Ш. Перро; Дикие лебеди – Г. Х. Андерсен и т. д.)
Сказоч. : А чем отличается сказка от рассказа?
Ответы детей: сказки – придумал и написал русский народ, они придуманы, а рассказ – история из реальной жизни…
- Ребята, а чему учат сказки?
Дети: Сказки учат доброте, дружбе, взаимовыручке, любви, верности, преданности, храбрости, осторожности.
-А сейчас начинаем наше путешествие. Идем туда, куда укажет нам клубок.
И вот первое задание.
«Отгадай загадки».
- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили дед, бабка и внучка? (Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (колобок)
- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- У кого избушка была ледяная; и в какой сказке? (Лиса)
- В какой сказке умели говорить : печки, яблонька и речка? (гуси-лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (мышка-норушка)
«Загадки с подвохом»
- Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
- Простите я спешила,
Меня зовут ….(Золушка)
Целый день в зеленой коже,
Целый день всё «квак» и «квак»,
Но скрывается под кожей,
Всех мудрей и всех пригожей,
Кто? Царевна… (лягушка)
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор … (Айболит)
Девочка пела в темном лесу:
- Бабушка я пирожков принесу.
Шапочка - словно малина!
Девочку звали - … (Красная Шапочка)
Сказ : Молодцы, ребята! Справились. Посмотрите, что за картинка?
Если вы все задания отгадаете, я снова увижу свой домик.
«Назови сказку»
Дети по сюжетным картинкам называют сказку.
(После каждого задания – дети находят осколок от избушки сказочницы и выкладывают его на фланеллеграф)
«Узнай сказку по отрывку»
«На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал…»
«Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала девочка-бедняжка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, и прядет, и прибирает, она и за все отвечает.»
«Жил-был старик, и было у него три сына, Младшего все Иванушкой – дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто- то пшеницу мять да топтать. Вот старик и говорит сыновьям : милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, - поймайте вора! Настала первая ночь!»
(Сивка-бурка)
«Исправь ошибку».
- «Петушок Ряба»
- «Даша и медведь»
- «Волк и семеро ягнят»
- «Утки - лебеди»
- «Лисичка с кастрюлькой»
- «Заюшкин домик»
- «Царевна индюшка»
- «Мальчик с кулачок»
- «Шурочка Ряба»
- «Золотая рубка»
- «Гусли-лебеди»
- «Кепка»
- «Красная Тапочка»
- «Федорино море»
- «Нежная королева»
- «Крот в сапогах»
- «Кусалочка»
4. Физ. минутка «У Маланьи»
Игра с мячом
«Иван-царевич».
Мышка-норушка
Лягушка-квакушка
Зайчик - попрыгайчик
Лисичка-сестричка
Серый-волк
Сестрица-Аленушка
Братец-иванушка
Царевна-лягушка
Василица-премудрая
Сивка-бурка
Баба-яга
Кощей-бесмертный
Крошечка-хаврошечка
5. «Подумай и ответь»
- Где жили герои многих русских народных сказок?
(в некотором царстве, в некотором государстве)
- Кого ушедший от бабушки и дедушки колобок первым встретил на своем пути? (зайца)
- Что охраняли братья в сказке «Сивка-бурка»
- Какой герой сказки все время лежал на печи?
- За что царевна Несмеяна получила такое имя?
- Каково настоящее имя Царевны-лягушки?
- Кого в сказке величают по отчеству Патрикеевна (лиса)
- Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост?
- Кому помогали печка, яблонька, и речка (Маше)
МНЕМОТАБЛИЦА
Сказ. : -Как называется сказка?
- «Заюшкина избушка»
- Давайте расскажем ее (рассказ детей).
В. : молодцы, ребята!
Со всеми заданиями справились. А теперь давайте из наших маленьких картинок составим большую и посмотрим что получилось у нас.
Дети: (собирают картинку)
- Молодцы, ребята! Не дали злу одержать победу над добром. Сказочница снова буду жить в своей избушке и писать для нас сказки. (подарок)
- а мы возвращаемся в наш детский сад.
- И наше с вами путешествие я предлагаю закончить словами из стих-ия В. Шаинского «В мире много сказок.»
Спасибо!
В. Шаинского «В мире много сказок».
В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них…
Лампа Аладдина, в сказку нас веди!
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Вини Пух
Каждый нам в дороге – настоящий друг,
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побуждает зло!
И так нам хочется сказать : «Что за прелесть эти сказки"