Ольга Кузьмина
Виды утренней гимнастики и возможности её использования
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благо-приятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утрен-ней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.
Виды утренней гимнастики.
Темочки:
Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., под-скоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения про-водятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ с пособиями
Гимнастика игрового характера построенная на основе подвиж-ных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их со-держание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, ды-хательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового ха-рактера с музыкальным сопровождением вызывает положительные эмо-ции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают ра-боту всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выпол-нять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших группах сами выбирают и проводят понравив-шиеся игры.
Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вы-зывает интерес и доставляет радость детям.
Ритмическая гимнастика. Движение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и по-нятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразитель-ность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения, а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, кото-рая делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.
Структура утренней гимнастики.
В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура.
Водная: ходьба в сочетании с выполнением движений рук, тулови-ща, бег, подскоки, прыжки;
Основная: ОРУ, полоса препятствий, игры, танцы.
Заключительная: легкий бег с переходом на ходьбу, включая ды-хательные упражнения.
В начале утренней гимнастики дается ходьба (обычная, с высоким подниманием колен и другие виды) это помогает организовать детей, со-средоточить их внимание. В начале и в конце гимнастики для предупре-ждения плоскостопия следует давать разные виды ходьбы в сочетании : обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп.
После ходьбы дается бег: врассыпную, в колонне по одному, по двое, на месте, с продвижением в разных направлениях и разными способами.
воз-раст младший средний стар-ший подготови-тельный
Время бега 10-20с. 20-25с. 25-30с. 30-40с.
эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоро-вья, развития, физической подготовленности.
В гимнастику включаются разные виды прыжков : на одной, двух но-гах, на месте с продвижением вперед, в разных направлениях.
Перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыги-вание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседами.
Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбира-ются в следующей последовательности расположения частей тела: сверху - вниз. Количество ОРУ, и их дозировка увеличивается с возрастом детей.
Возраст детей количество Число повторений
Младший 3-4 3-4-раз
2младший 4 4-5 раз
средний 4-5 5-6 раз
старший 5-6 6-8 раз
подготовитель-ный 6-8 8-12
ОРУ выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа. Положение лежа снимают давление массы тела на позвоночник и свод стопы. Для проведения ОРУ с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора. Построение детей, что бы они ни мешали друг другу.
В старших группах количество упражнения с предметами уменьша-ется, так как усложняются сами упражнения. Дети их могут выполнять са-мостоятельно по названию и по показу других детей.
В средней группе нужно сначала назвать упражнение, коротко объ-яснить его, если нужно показать, а потом давать команду на его выполне-ние.
В младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми.
Во время выполнения упражнений воспитатель внимательно наблю-дает за каждым ребенком, оказывает помощь, делает указания, подбадри-вает. Особое внимание уделяется дыханию, положению туловища.
Также ОРУ можно заменить бегом.
Возрастная
группа Темп бега
быстрый медленный средний
1 младшая 10метров 20 метров
2-ая млад-шая 15-20метров 40-50 мет-ров 30 метров
средняя 25-30 мет-ров до 2 мин 40-60 мет-ров
старшая 350
подготови-тельная 300-500
В конце гимнастики после бега в сочетании с ходьбой выполняются упражнения на дыхания.
Советы воспитателю по проведению утренней гимнастики :
-не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;
-никакой заорганизованности, строгих правил, требований;
-нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения чтобы ребенок выполняя их получал радость;
-во время проведения разных видов гимнастики важно правильно дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься только в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок;
-в период карантина, повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом гимнастика проводится с преобладанием малых нагрузок. После размин-ки, поднимаем детям настроение, веселыми оздоровительными играми;
-в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и ре-гулировать физическую нагрузку. При понижении температуры увеличи-вает ее, изменяя темп, при повышении температуры снижает, чтобы избе-жать перегревания организма;
-комплекс составляется на 2 недели из знакомых, освоенных упраж-нений, что помогает сократить время на объяснения и показ. Чтобы повы-сить нагрузку и поддержать интерес детей к гимнастике, меняем темп, усложняем упражнение и увеличиваем количества повторений, заменяем образы;
-гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике зна-чение закаливающей процедуры - воздушной ванны;
-в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ исклю-чаются.
Они заменяются подвижной игрой или танцевальными движениями.
-по возвращению с гимнастики в группы, дети принимают водную процедуру, выполняют обтирание рук.