Ирина Костина
Виды совместной самостоятельной трудовой деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Труд» в средней группе детского сада предполагает дальнейшее расширение представлений о рукотворном мире, созданном трудом взрослых, и активное вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми через большую (в объеме возрастных возможностей) самостоятельность в самообслуживании и включение в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда. Важно способствовать развитию самостоятельности, эмоционально поддерживать ребенка в стремлении брать на себя повседневные трудовые обязанности. Основной путь приобщения детей к труду в этом возрасте – создание педагогически целесообразных условий для развития познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Позиция воспитателя направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.
Публикация «Виды совместной самостоятельной трудовой деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Основными методами воспитания являются следующие.
Наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий на целевых прогулках и экскурсиях.
Беседы о профессиях взрослых с использованием игровых персонажей и наглядности («Расскажем Почемучке, кто работает в детском саду»).
Загадки, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций о профессиях взрослых.
Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса : цели и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Рассматривание предметов, инструментов, материалов как компонентов трудового процесса; создание коллекций родовых понятий («Мир игрушек», «Мир одежды и обуви», «Мир посуды», «Мир инструментов»).
Игровые ситуации для обучения детей процессам хозяйственно-бытового труда («Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль, стирать салфетку)»).
Сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в игре мир взрослых.
Организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опят безопасного и экономически целесообразного поведения.
Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада и семейного воспитания.
Данный раздел программы наиболее тесно интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация» за счет расширения представлений о мире взрослых, их трудовой деятельности, неразрывной связи познания этой стороны современного мира с развитием речи детей, формирования основ сенсорной культуры, включения детей в систему социальных отношений, отражения мира взрослых в детской игре.
Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно общаться с предметами и простейшими инструментами. Общее представление о бытовой технике, имеющейся в каждом доме, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.
Содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами - «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной образовательной области.
Проектирование Целостного образовательного процесса в средней группе предполагает интеграцию познавательной, игровой и трудовой деятельности, в которой ребенок участвует, общаясь со взрослыми и сверстниками. Ориентация детей в образовательной области и организация опыта ее освоения обеспечиваются через образовательные ситуации, позволяющие ребенку активно входить в предметный мир и мир понятной и посильной ему трудовой деятельности, расширяя их горизонты в соответствии с возрастными возможностями дошкольников пятого года жизни.
Наиболее эффективные для вхождения ребенка в реальные трудовые контакты педагогическая технология взаимосвязи средств трудового воспитания : формирование системных знаний о предметном мире и труде взрослых, обучение целостным трудовым процессам, детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.
Для освоения всех процессов хозяйственно - бытового труда, посильных детям среднего возраста, их необходимо научить всего четырем основным (базовым) процессам. Это сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли со стульев и стирка салфеток. Знакомить детей с базовыми процессами хозяйственно – бытового труда целесообразно на занятиях. Сходные по содержанию и структуре процессы (сервировка стола к завтраку, полднику, праздничная сервировка стола; мытье поддонов для растений, резиновых игрушек и пр.) дети легко осваивают в повседневной жизни, вне специально организованных занятий.
Дежурство – более сложная по сравнению с трудовыми поручениями форма организации детского труда. Обязанности дежурного требуют от ребенка достаточно высокого уровня самостоятельности, ответственности, умелости и инициативности. Педагогу не следует торопиться с введением дежурства, целесообразно подождать, пока все дети группы освоят позицию субъекта и научатся самостоятельно выполнять трудовые процессы. Опыт работы дошкольных учреждений по программе «Детство» показывает, что использование педагогической технологии взаимосвязи средств трудового воспитания позволяет вводить дежурство по столовой примерно в октябре – ноябре, а дежурство по подготовке к занятиям – во второй половине учебного года.
Дежурные по столовой выполняют почти весь процесс сервировки стола без помощи взрослого. Няня лишь обтирает столы, помогает расстелить скатерти и выставляет посуду из серванта на раздаточный стол. После еды дежурные убирают со стола стаканчики с салфетками, хлебницы, сметают крошки со скатерти или столов.
Большое значение для качественного выполнения обязанностей дежурного по столовой в этом возрасте имеет объем работы. В первой половине учебного года целесообразно ежедневно назначать столько дежурных, сколько в группе столов, за которым дети едят. Во второй половине года с обязанностями дежурных по столовой легко справляются двое детей.
Для четкой организации и эффективного методического сопровождения целесообразно оформить стенд «Наше дежурство». Расположить стенд лучше у входа в групповую комнату. Чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных.
Важным условием реализации программного содержания является создание в группе предметной развивающей среды. Реальные предметы и игрушки – одежда и обувь, посуда, мебель, инструменты и бытовая техника – стимулирует детские познавательные интересы к предметному миру и позволяют самостоятельно создавать пространственно – игровую среду для отражения представлений о трудовой деятельности взрослых. Необходимы разнообразные дидактические игры на сравнение предметов, группировку по родовым признакам. Оборудование помещений должно предоставлять ребенку возможность экспериментировать с водой, песком, глиной, бумагой и другими материалами, включаться в самообслуживание и повседневный хозяйственно – бытовой труд. При этом педагог постоянно обновляет среду, создавая условия для знакомства с новыми предметами и материалами.
Воспитатель взаимодействует с родителями детей, объясняя и помогая им стать активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка. Задача педагога – рекомендовать целесообразное содержание детской деятельности дома, необходимые ребенку игры, игрушки, книги.
Необходимо разъяснить родителям важность вхождения ребенка в реальные трудовые связи в условиях семьи, помочь определить трудовые обязанности и научиться правильно руководить детской деятельностью. Существенную помощь родителям в нахождении верного подхода к ребенку играют дискуссированные задачи, предполагающие обсуждение типичных ситуаций в детском саду и семье. Они помогают увидеть ошибки взрослых в воспитании у детей самостоятельности, взглянуть на ситуацию глазами ребенка и понять его чувства, выработать эффективный и безопасный путь вхождения сына или дочери в повседневный труд семьи.