Надя Шек
Виды игровых приёмов, применяемые в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Виды игровых приёмов, применяемые в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности.
Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития – с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности, с другой стороны. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения. Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Темочки:
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы и режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных, картин-панорам, природного, «бросового» материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши). Ведь с кисточкой, карандашом можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь). Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.
Другой прием – обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Например, если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна. Если нарисован дворец, то в нем кто-то будет жить.
Сюжетно-изобразительная игра направлена на руководство процессом изображения. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны.
Таким образом, игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Это, в свою очередь, стимулирует изобразительное творчество. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Учитывая интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению, с одной стороны, и совпадение игрового и изобразительного действия – с другой, данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков.
В руководстве изобразительной деятельностью применяются игровые приемы с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям – роль зайчиков, медведей.