Анастасия Скогорева
Виды досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС
Виды досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС.
Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях по ФЭМП.
Публикация «Виды досуговой деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Виды и формы организации математической досуговой деятельности, как и любой дугой, классифицируются следующим образом:
1) отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;
2) развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);
3) праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;
4) самообразование – это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями;
5) творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.
Активный отдых включает в себя:
-общение,
-спортивно - оздоровительную деятельность,
-игры и отдых на природе,
-пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, т. п.,
-интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках и т. п.).
Для детей отдых заключатся в том, чтобы в свободное время учиться заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, совершать прогулки, походы и т. д.).
Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяет выйти за пределы будничной рутины, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, развивающие творческую активность. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, обрести уверенность в себе и веру в свои способности. В процессе развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
С детьми дошкольного возраста организуются разнообразные развлечения, вид которых определятся характером участия в них детей:
-развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей;
-развлечения, где дети являются активными участниками и исполнителями под руководством взрослых;
-развлечения, в которых активное участие принимают и дети, и взрослые.
Формы развлечений достаточно многообразны и зависят от поставленных целей и задач, от жанровых особенностей репертуара. По содержательной направленности математической досуговой деятельности, можно представить следующие развлечения:
- театрализованные ( наимер: когда роль кукол исполняют цифры);
- познавательные (математический КВН, викторины, ринги);
- музыкально-математические концерты;
- спортивно-соревновательные (математические игры, аттракционы, соревнования и т. д.).
Для того чтобы развлечения способствовали развитию и воспитанию дошкольников, необходимо тщательное планирование. Оно составляется с учетом требований программы для детей каждого возраста.
Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволит им внести свой “интеллектуальный” вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для педагога праздники подводят определенный итог его повседневной работы с детьми.
Помимо математико-тематических праздников, как таковых (например «День математики», «День рождения цифр», «Праздник геометрических фигур» и д. р., целесообразно использовать элементы математики в других праздниках : народных и фольклорных (Коляда, Масленица, Осенины); государственно-гражданских (Новый год, День защитника Отечества,, День знаний); международных (День матери, День защиты детей, Международный женский день); бытовых и семейных (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении); в праздниках, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, парад шляп).
Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для приобретения математических представлений ребенка. Как известно, знания, подкрепленные положительными впечатлениями, намного дольше остаются в памяти воспитанников.
Такие виды досуговой деятельности, как самообразование и творчество, используются, в более старшем возрасте, при наличии сформированности определенных умений и навыков. Но зачатками самообразования можно с уверенностью назвать самостоятельную деятельность дошкольника. Поэтому педагог должен организовать эту деятельность таким образом, чтобы подталкивать его на самостоятельное приобретение и применение, в практической деятельности, знаний, умений и навыков.
В настоящее время большинство досугов посвящено играм, музыкальным развлечениям, литературному творчеству, а математике не отдаётся и малой части досугового времени дошкольников. Поэтому главная задача воспитателя разрабатывать и апробировать досуги и развлечения направленные на ФЭМП.
Проблема в том, что математические досуги, как правило, реализуются в комплексе с другими направлениями, такими как познавательные, исследовательские, физкультурные, музыкальные и другие, так как будучи математическими в чистом виде, они были бы скучными и ничем не отличались бы от занятий.