Людмила Анатольевна Берлизова
Мастер-класс для родителей «Учимся читать легко и интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса для родителей
«Учимся читать легко и интересно»
(автор учитель-логопед Берлизова Л. А. МДОУ №56 «Улыбка)
Цели:
1. Раскрытие перед родителями важности работы по обучению детей – логопатов грамоте как одному из условий успешного обучения в школе.
2. Овладение родителями методическими приемами по обучению грамоте детей и переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Учимся читать легко и интересно“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебные пособия «Маленький грамотей», развивающие игры Воскобовича, настольно-печатные игры по обучению грамоте, мяч, звуковые символы, цветные и простые карандаши, набор игровых заданий, мультимедийная презентация ОКД и методических рекомендаций по обучению чтения.
Ход:
Уважаемые родители! Мы рады Вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наше мероприятие. На прошлом родительском собрании мы с вами говорили о том, что включает в себя понятия «готовность ребенка к школе», о ФГТ для начальной школы, с которыми ознакомила учитель начальных классов шк. №6 Дмитрова Н. А.
Сегодня наш мастер-класс посвящен различным методам и приемам, способствующим интересному, эффективному, занимательному обучению дошкольников грамоте. Вы узнаете программные задачи по обучению грамоте и познакомитесь современными технологиями. Просмотрите организацию коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте, в которой сочетаются традиционные и инновационные логопедические методики. Получите практические навыки по проведению с ребенком занимательных игр с буквами, игровых заданий по предупреждению ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте.
Игра-разминка «Продолжи предложение» (с мячом)
Логопед начинает, а родитель продолжает.
1. Звуки мы произносим и … (слышим)
2. Буквы мы пишем и … (читаем).
3. Звуки делятся на … (гласные и согласные).
4. В русском языке гласных звуков … (6). Назовите их.
5. В русском языке гласных букв … (10). Назовите их.
6. При произношении гласного звука воздух … (не встречает преграду).
7. При произношении согласного звука воздух … (встречает преграду).
8. Согласные делятся на … (твердые - мягкие, звонкие – глухие).
9. Всегда твердые согласные звуки … (ж, ш, ц).
10. Всегда мягкие согласные … (ч, щ, й).
Вопрос. Сформулируйте программные задачи по обучению грамоте исходя из проведенной игры разминки.
Демонстрация учебных пособий из серии «Маленький грамотей», развивающие игры Воскобовича, настольных игр «Я учу букву» «Логопедическое лото» «Звонкие – глухие».
Таким образом первой программной задачей по обучению грамоте является формирование понятий «звук», «буква», «гласный», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой», умение дифференцировать эти понятия.
Второй задачей является обучения детей выделять звук в слове, определять его позицию, придумывать слово на заданный звук, овладение навыками звукового анализа и синтеза.
Практическое задание:
выложить с помощью звуковых символов слова волк, лиса, лещ, чай, ёж, цветы, шипы.
Третей задачей обучения является обучения детей умению делить слово на слоги. В ходе КОД дети узнают, что :
• Слова состоят из слогов;
• Сколько в слове гласных, столько и слогов;
• Ударный слог произносится с большей силой голоса;
Для обучения детей деления слов на слоги используются такие приемы как прохлопывание, прошагование, отсчет с помощью мяча, подсчет ударов подбородка о ладонь, составление схем, использование цифр.
Демонстрация настольной игры «Делим слова на слоги», «Маленький грамотей», «Теремки Воскобовича», «Складушки».
Четвертой задачей является знакомство детей с понятием предложения, умение составлять предложения без предлогов и с предлогами, составлять графические схемы предложений.
Демонстрация пособия «Маленький грамотей».
Мультимедийная презентация «Учимся читать правильно, легко и интересно».
Учимся читать правильно, легко и интересно.
Общие советы родителям
• Приступайте к обучению чтения только в том случае, если устная речь ребенка достаточна развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами и дефектами звукопроизношения следует заняться её исправлением.
• Перед началом занятий заинтересуйте ребенка, снимите напряжение и лишние эмоции, настройте на рабочий лад.
• Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, что бы читаемое было доступно ребенку. Очень корректно определяйте объем и сложность заданий, оптимальных именно для вашего ребенка.
• Прекращайте занятие при появлении признаков усталости, невнимательности. Первые занятия должны продолжаться пять семь минут (постепенно увеличиваем до 15 минут).
• Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.
• Не называйте согласные буквы с призвукам гласных. Например, посмотри, это буква Д (дэ) так, она называется в алфавите. Но когда мы читаем эту букву, то произносим звук д.
• Имейте комплект разрезной азбуки или магнитную азбуку.
• Параллельно с изучением букв учите ребенка писать печатные буквы.
• Процесс обучения должен стать частью повседневных игр вашего ребенка. Не нужно делать за ребенка то, на что он способен сам. Но обязательно помогайте тогда, когда малыш не может справится без вас.
• Обучения всегда связано с ошибками и трудностями. Исправляете их спокойно – доброжелательно. Не забывайте хвалить вашего ребенка, отмечая самые незначительные успехи и достижения.
Методические рекомендации по обучению чтения.
• Расскажите ребенку, что слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Звуки бывают согласные и гласные. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом (кружком, твердые согласные синим цветом, а мягкие – зеленым цветом.
• На письме: в книгах, газетах – звуки обозначаются буквами. Буква – это нарисованный «портрет» звука. Запомни: звуки мы произносим и слышим, а буквы – пишем и читаем.
• Приучайте ребенка читать буквы, ведя по строчке его указательным пальчиком.
• Расскажите, что буквы в строчках всегда читают слева направо. На первых порах, можно в букваре с левой стороны провести красную вертикальную линию. Учите читать буквы в строчку и столбик.
• Обратите внимание на то, что мы изучаем две буквы: большую и маленькую. Объясните, что большие буквы ставятся в начале предложения и имен.
• Спросите, на какой звук (букву) начинаются названия нарисованных предметов. Запомните: ребенку легче всего выделить из слов начальный гласный под ударением, затем конечный согласный. Труднее выделять начальный согласный и очень трудно конечный гласный.
• Предложите ребенку сосчитать и назвать сколько звуков вы назвали: «Ау». Какой первый звук? Второй? Первый звук А, второй – У. Что получится вместе? Предложите выложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем выложите ряд из букв.
• Начинаем учить ребенка читать соединения букв. Показав пальцем на первую букву, нужно не прерывно тянуть её голосом и вести при этом палец вправо до тех пор пока он не укажет на вторую букву, и тогда сразу её произносить (обыгрывание с мальчиком, с улиткой).
• Следите что бы ребенок не читал слог по отдельным буквам (побуквенное чтение слогов).
• Проведите звуковой анализ слогов ам, ум. Выложите схему звукового ряда, затем выложите из букв. Читаем по схеме : тянем первый звук и передвинув пальчик сразу называем второй.
• При выкладывание звукового ряда или ряда букв на первых порах советуем с левой стороны положить красную полоску.
• Будьте особенно внимательны, переходя к чтению открытых слогов. Не правильно говорить: (м) и (у) вместе (му, нужно говорить (м) – тянем, (у) – (му).
• Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность детей читать по догадке.
• Прочтение слов из трех букв (сам, сок, сон) предлагается тем детям, которые слитно и свободно читают слоги из двух букв.
• Предложите ребенку провести звуковой анализ слогов ма – мя, му – мю и т. п., выложить звуковой ряд с помощью кружков, затем выложить из букв. Аналогично выложить слова из четырех пяти звуков, затем выложить из букв.
• Чтение предложений из двух трех слов может вызвать определенные трудности. После прочтения первого слова предложения попросите прочесть его снова, а затем сразу читать второе. Повторите предложение целиком.
• Покажите, где начинается предложение (большая буква) и где оно заканчивается (точка).
• Если ребенок с трудом читает предложение, временно ограничьтесь чтением слогов и слов.
• Предлагайте ребенку читать не сложные надписи на книгах, в газетах, на улицах, в транспорте.