Наталья Иваненко
«Великий народный педагог-родное слово!» Формирование фонетической стороны речи
Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и
обучения детей до школы, привлекшая внимание множества известных педагогов, психологов и деятелей науки.
Ведь хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «„Великий народный педагог-родное слово!“ Формирование фонетической стороны речи» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни. Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как, благодаря ему, мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот (Т. Г. Визель)
Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравним слова-паронимы : “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т. д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!
Чаще всего не сформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Немаловажно, что правильность выводов Р. Е. Левиной подтвердили своими исследованиями ряд учёных (Р. Беккер, З. К. Габашвили, А. С. Винокур, А. И. Микульските и др.). Они провели системный анализ дисграфии и дислексии у учащихся национальных школ и доказали, что, несмотря на разницу в грузинском, украинском, эстонском, литовском, немецком и русском языках, нарушения письма и чтения у школьников разных стран возникали по одним и тем же причинам: в результате несовершенства фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня очень актуальна.
Педагоги детских садов не всегда придают соответствующее значение этой проблеме и не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок приходил в школу с чистой речью. По материалам обследования послед
Предмет исследования: фонетическая сторона речи, звуковой анализ и синтез у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать систему коррекционной работы по формированию фонетической стороны речи, развитию звукового анализа и синтеза.
Задачи исследования:
- изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике современной педагогики;
- выявить условия эффективного формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР;
- разработать систему коррекционных занятий по формированию фонетической стороны речи.
Иссследование речи детей пятого – шестого года жизни с отклонениями в речевом развитии, посещающих детский сад. Объектом исследования и обобщения опыта по данной теме является педагогическая работа с детьми дошкольного возраста 5 – 7 лет с диагнозом ОНР второго и третьего уровня.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
В этом случае необходимо опережающее формирование фонематического восприятия.
Одним из таких средств являются зрительные символы гласных и согласных звуков, разработанные ведущим логопедом Ткаченко Татьяной Александровной.
При выборе условных обозначений для гласных звуков опиралась на непосредственное зрительное восприятие.
Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами.
Так, звук [а] обозначается большим кружочком красного цвета, (рот широко открыт,
звук [у] – маленьким кружочком, (губы трубочкой,
звук [и] – длинной полоской, (губы растянуты в улыбке,
звук [ы] – полукругом, (губы полукругом,
звук [э] – квадратом, (губы принимают форму квадрата).
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для их обозначения Т. А. Ткаченко предлагает использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Звук [н] – гудит телевизор, его забыли выключить;
звук [м] – мычит корова;
звук [п] – паровоз пыхтит;
звук [т] – молоток стучит;
звук [к] – капли капают;
звук [х] – замёрзли, ручки греем;
Зрительные символы согласных звуков окрашены в традиционный для них синий цвет. На зелёном фоне синий символ – значит этот звук может быть как твёрдым так и мягким.
Материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков есть моделирование чтения, а составление слов с помощью тех же символов — аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.
С помощью зрительных символов автор в старшей группе обучает детей слиянию слогов, преобразованию слогов, составлению односложных слов типа МАК, КОТ, ПУХ.
Звонкость и глухость согласного обозначаем наличием колокольчика или его отсутствием на звуковом сигнале. Тактильное ощущение вибрации голосовых связок переходит в зрительный образ – «колокольчик».
Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.
Упражнения в звуковом анализе с использованием символики при опоре на чёткие кинестетические и слуховые ощущения способствуют осознанному овладению произносительной стороной речи. В этом заключается научная новизна педагогического опыта.
Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью такой символики:
— ускоряет процесс фонемообразования,
— обеспечивает готовность к усвоению грамоты,
— способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.
— На начальных занятиях по формированию фонетической стороны речи дети знакомятся с Феей Звукового Царства и её тремя Замками.
По мере изучения звуков на Замки закрепляются зрительные символы.
Одноцветные картинки — символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ.
Таким образом, можно сделать выводы:
- Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
- Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием нуждаются в целенаправленной коррекционно – развивающей работе по развитию фонематического восприятия.
- Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия.
- Педагогическая работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий специалистов, воспитателей и родителей.
- Коррекционную работу по исправлению речевых нарушений детей желательно начинать с 4 – летнего возраста, так как к пяти годам у детей уже вырабатывается устойчивая привычка неправильного звукопроизношения а как известно, легче выработать новую привычку, чем искоренить старую.
Педагогам, которые занимаются этой же проблемой, хочется сказать:
Если хотите добиться успеха и не отбить у ребёнка интерес к развивающим занятиям, следуйте определё нным правилам:
- занимаясь с ребёнком, соблюдайте последовательность этапов;
- не ждите слишком быстрых результатов;
- учитывайте особенности ребёнка;
- используйте для занятий как можно больше наглядных материалов;
- избегайте монотонности и однообразия;
- играйте с ребёнком в школу;
- наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок;
- эти занятия должны доставлять ребёнку удовольствие, быть ориентированы на его психическую защищённость, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
И в заключение хочется сказать, что проблема формирования фонетической стороны речи - одна из первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей не только перед детским садом, но и человечеством в целом. Ведь необходимым условием состоятельности в современном мире являются такие качества личности, как эрудированность, профессионализм, успешность, что невозможно без владения грамотной и красивой речью.