Мария Ерусалимская
Консультация «Эмоциональный интеллект»
▼ Скачать + Заказать документы
Время, в котором мы живем сейчас, на субъективный взгляд автора одно из лучших времен в нашей стране. Хотя бы потому, что ты действительно можешь найти варианты для раскрытия своих талантов и реализации себя именно в той сфере, в какой ты хочешь. Это хорошее время и для наших детей, которые взрослеют сегодня, сейчас.
Но жизнь никогда не была проста, а современная жизнь обрастает рядом новшеств, с которыми снова и снова приходится знакомиться, изучать, жить. Раскрытие потенциала становится напрямую связано не только с накоплением каких-то базисных и углубленных знаний по тем или иным предметам классического образования, но также и с познанием себя, раскрытием своих сильных и слабых сторон.
Публикация «Консультация „Эмоциональный интеллект“» размещена в разделах
Профессии будущего, согласно Атласу профессий, разработанному Агентством стратегических инициатив в 2014 году, открывают нам ряд требований к уже растущему, но еще юному поколению. Такими требованиями, помимо классического образования, являются стресоустойчивость, многозадачность, умение коммуницировать с абсолютно разными людьми. И как основа ко всему этому появляется необходимость развития эмоционального интеллекта.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать.
Не только детям, но и многим взрослым достаточно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, их отличие по глубине, трудно делать правильные выводы в той или иной стрессовой ситуации. Также эмоциональный интеллект, его развитие, напрямую связано с социальными навыками, умением общаться. Именно поэтому необходимо развивать данное направление с малых лет. Сегодня развитие эмоционального интеллекта является основой успешной жизни человека.
Есть очень много литературы по данной теме, а также есть и уже подготовленные программы для психологов и воспитателей, по которым можно и необходимо работать. В силу постоянной занятости развитием в сфере здоровья, творчества, речи и т. д., заниматься отдельно той или иной программой в полном объеме достаточно непросто, но брать определенную схему работы и реализовывать ее в рамках старшей и подготовительной групп вполне возможно.
Основой и началом любой работы с незнакомым материалом является погружение, введение в тематику вопроса. Для этого замечательно подходит книга «Азбука эмоций» Н. Кедровой, в которой очень качественно описаны эмоции и их деление по степени погружения. Что общего у радости и счастья? У злости и гнева, страха и ужаса? И что чувствует ребенок, как можно описать словами то или иное чувство? Все это доступным языком описано в книге. Также на помощь объяснения основы эмоционального восприятия приходят игры и сказкотерапия, при помощи которой мы можем искать с детьми потерянные или незнакомые эмоции. Также важно понимать и как какая эмоция выглядит на лице у человека, ведь часто мы «считываем» мимику собеседника и по ней реагируем на ту или иную словесную информацию. Этому тоже необходимо учить детей посредством картинок, репродукций с лицами, карикатур и шаржей, где происходит преувеличенное внимание к той или иной характеристике эмоции.
Две методики, являющиеся отечественным продуктом и приспособленные к детям-дошкольникам, очень помогают воспитателям и психологам своими разработками, упражнениями и подсказками. Это программа «Жизненные навыки» Кривцовой С. В., Чал-Борю В. Ю., Белевич А. А. и «Краски эмоций» Шиманской В. А., которые могут быть использованы какими-то выжимками и целиком, так как в этих методиках огромное количество упражнений, развивающих базисное умение общаться, доверять себе и собеседнику, чувствовать себя. И, конечно же, система в переходе от простого к более сложному. Можно взять за пример перехода пошаговой методики В. А. Шиманской, от «Я чувствую» к «Я хочу» и «Я знаю», заканчивая «Я могу» и «Я делаю». То есть знание эмоционального состояния «прокачивается» от осознания до прикладного использования. При этом ни одна система развития не тренирует что-то в отдельности, всегда у ребенка с развитием эмоциональной сферы развивается и интеллект, кругозор, речь и самостоятельность.
Также на помощь воспитателю в развитии «EQ» помимо всего вышеперечисленного приходят на помощь и творческие составляющие, которые помогают ребенку прожить и испытать те или иные эмоции – это арт-терапия, такая как монотипия, когда ребенок в казалось бы бессмысленном рисовании клякс и фонов при отражении придумывает сказочное существо или действие, отражающее определенное его переживание. И физические упражнения, которые проводятся в небольших группах, например, просто названное «бутерброд», когда на ребенка складывается определенный груз из одеял, подушек и т. д. для понимания границ своего тела и его возможностей. Или направленное на то же самое упражнение «белый плен», когда ребенка закутывают в большую простыню или плед, из которого он должен выбраться. Осознание границ собственного тела, своих чувств и отношения ко всему, что окружает ребенка, дает ему ту самую базисную уверенность в себе и собственных силах. А уверенность является основой для успешной самореализации.
И особенно важно развитие эмоционального интеллекта сейчас потому, что растет поколение детей, чьи родители росли в непростое время конца 80- х и 90 – х годов 20 века, т. к. в большинстве своем, родители этого возраста с трудом понимают, что необходимо их ребенку. И, конечно же, родителям тоже необходимо приобретать навыки самопознания, эмоционального развития и учиться этому вместе с детьми. Потому что успешность ребенка зависит не только от его образования на всех уровнях, но и от глубины родительского участия в этом процессе и понимания ими собственного ребенка.