Лучший педагог года

Консультация «Эмоциональный интеллект»

Мария Ерусалимская
Консультация «Эмоциональный интеллект»
▼ Скачать + Заказать документы

Время, в котором мы живем сейчас, на субъективный взгляд автора одно из лучших времен в нашей стране. Хотя бы потому, что ты действительно можешь найти варианты для раскрытия своих талантов и реализации себя именно в той сфере, в какой ты хочешь. Это хорошее время и для наших детей, которые взрослеют сегодня, сейчас.

Но жизнь никогда не была проста, а современная жизнь обрастает рядом новшеств, с которыми снова и снова приходится знакомиться, изучать, жить. Раскрытие потенциала становится напрямую связано не только с накоплением каких-то базисных и углубленных знаний по тем или иным предметам классического образования, но также и с познанием себя, раскрытием своих сильных и слабых сторон.

Публикация «Консультация „Эмоциональный интеллект“» размещена в разделах

Профессии будущего, согласно Атласу профессий, разработанному Агентством стратегических инициатив в 2014 году, открывают нам ряд требований к уже растущему, но еще юному поколению. Такими требованиями, помимо классического образования, являются стресоустойчивость, многозадачность, умение коммуницировать с абсолютно разными людьми. И как основа ко всему этому появляется необходимость развития эмоционального интеллекта.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать.

Не только детям, но и многим взрослым достаточно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, их отличие по глубине, трудно делать правильные выводы в той или иной стрессовой ситуации. Также эмоциональный интеллект, его развитие, напрямую связано с социальными навыками, умением общаться. Именно поэтому необходимо развивать данное направление с малых лет. Сегодня развитие эмоционального интеллекта является основой успешной жизни человека.

Есть очень много литературы по данной теме, а также есть и уже подготовленные программы для психологов и воспитателей, по которым можно и необходимо работать. В силу постоянной занятости развитием в сфере здоровья, творчества, речи и т. д., заниматься отдельно той или иной программой в полном объеме достаточно непросто, но брать определенную схему работы и реализовывать ее в рамках старшей и подготовительной групп вполне возможно.

Основой и началом любой работы с незнакомым материалом является погружение, введение в тематику вопроса. Для этого замечательно подходит книга «Азбука эмоций» Н. Кедровой, в которой очень качественно описаны эмоции и их деление по степени погружения. Что общего у радости и счастья? У злости и гнева, страха и ужаса? И что чувствует ребенок, как можно описать словами то или иное чувство? Все это доступным языком описано в книге. Также на помощь объяснения основы эмоционального восприятия приходят игры и сказкотерапия, при помощи которой мы можем искать с детьми потерянные или незнакомые эмоции. Также важно понимать и как какая эмоция выглядит на лице у человека, ведь часто мы «считываем» мимику собеседника и по ней реагируем на ту или иную словесную информацию. Этому тоже необходимо учить детей посредством картинок, репродукций с лицами, карикатур и шаржей, где происходит преувеличенное внимание к той или иной характеристике эмоции.

Две методики, являющиеся отечественным продуктом и приспособленные к детям-дошкольникам, очень помогают воспитателям и психологам своими разработками, упражнениями и подсказками. Это программа «Жизненные навыки» Кривцовой С. В., Чал-Борю В. Ю., Белевич А. А. и «Краски эмоций» Шиманской В. А., которые могут быть использованы какими-то выжимками и целиком, так как в этих методиках огромное количество упражнений, развивающих базисное умение общаться, доверять себе и собеседнику, чувствовать себя. И, конечно же, система в переходе от простого к более сложному. Можно взять за пример перехода пошаговой методики В. А. Шиманской, от «Я чувствую» к «Я хочу» и «Я знаю», заканчивая «Я могу» и «Я делаю». То есть знание эмоционального состояния «прокачивается» от осознания до прикладного использования. При этом ни одна система развития не тренирует что-то в отдельности, всегда у ребенка с развитием эмоциональной сферы развивается и интеллект, кругозор, речь и самостоятельность.

Также на помощь воспитателю в развитии «EQ» помимо всего вышеперечисленного приходят на помощь и творческие составляющие, которые помогают ребенку прожить и испытать те или иные эмоции – это арт-терапия, такая как монотипия, когда ребенок в казалось бы бессмысленном рисовании клякс и фонов при отражении придумывает сказочное существо или действие, отражающее определенное его переживание. И физические упражнения, которые проводятся в небольших группах, например, просто названное «бутерброд», когда на ребенка складывается определенный груз из одеял, подушек и т. д. для понимания границ своего тела и его возможностей. Или направленное на то же самое упражнение «белый плен», когда ребенка закутывают в большую простыню или плед, из которого он должен выбраться. Осознание границ собственного тела, своих чувств и отношения ко всему, что окружает ребенка, дает ему ту самую базисную уверенность в себе и собственных силах. А уверенность является основой для успешной самореализации.

И особенно важно развитие эмоционального интеллекта сейчас потому, что растет поколение детей, чьи родители росли в непростое время конца 80- х и 90 – х годов 20 века, т. к. в большинстве своем, родители этого возраста с трудом понимают, что необходимо их ребенку. И, конечно же, родителям тоже необходимо приобретать навыки самопознания, эмоционального развития и учиться этому вместе с детьми. Потому что успешность ребенка зависит не только от его образования на всех уровнях, но и от глубины родительского участия в этом процессе и понимания ими собственного ребенка.

Публикации по теме:

Интеллект-карта «Путешествие в мир театра»Интеллект-карта «Путешествие в мир театра» Интеллект – карта «Путешествие в мир театра» Цель:способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Интеллект-карта «Что такое лес?»Интеллект-карта «Что такое лес?» Интеллект- карта "Что такое лес?" Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры исходящей от центра к краям, постепенно.

Интеллект-карта «Осень» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА “ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ”» Е. А. Оболешева, воспитатель.

Интеллект-карта «Транспорт»Интеллект-карта «Транспорт» Побывав на семинаре, мне понравились новые идеи с интеллект-картой и лэп-буком. Со своими детьми средней группы мы тоже решили сделать свою.

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Консультация для воспитателей «Использование интеллект-карты в ДОУ»Консультация для воспитателей «Использование интеллект-карты в ДОУ» подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 20 г. Аша Янгуатова И. С. Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете.

Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять.

Психологический тренинг «Эмоциональный ресурс личности педагога» Перед презентацией. Мы надеемся, что каждый участник почувствует, что пребывание в данном учреждении может быть для него наполнено особым.

Мастер-класс «Развиваем эмоциональный интеллект» Выступление на семинаре: С раннего возраста мы знакомим детей с миром эмоций. Сначала - это совсем простые эмоции - радость, грусть. В.

Консультация «Эмоциональный интеллект ребенка — что это? Зачем его развивать?» Известно, что родители чаще уделяют 80% внимания развитию интеллектуальных способностей ребенка, полагая, что чувства и эмоциональный интеллект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Эмоциональный интеллект»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 18:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Эмоциональный интеллект»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ерусалимская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД