Получи документы

Консультация «Эмоциональный интеллект»

Мария Ерусалимская
Консультация «Эмоциональный интеллект»

Время, в котором мы живем сейчас, на субъективный взгляд автора одно из лучших времен в нашей стране. Хотя бы потому, что ты действительно можешь найти варианты для раскрытия своих талантов и реализации себя именно в той сфере, в какой ты хочешь. Это хорошее время и для наших детей, которые взрослеют сегодня, сейчас.

Но жизнь никогда не была проста, а современная жизнь обрастает рядом новшеств, с которыми снова и снова приходится знакомиться, изучать, жить. Раскрытие потенциала становится напрямую связано не только с накоплением каких-то базисных и углубленных знаний по тем или иным предметам классического образования, но также и с познанием себя, раскрытием своих сильных и слабых сторон.

Публикация «Консультация „Эмоциональный интеллект“» размещена в разделах

Профессии будущего, согласно Атласу профессий, разработанному Агентством стратегических инициатив в 2014 году, открывают нам ряд требований к уже растущему, но еще юному поколению. Такими требованиями, помимо классического образования, являются стресоустойчивость, многозадачность, умение коммуницировать с абсолютно разными людьми. И как основа ко всему этому появляется необходимость развития эмоционального интеллекта.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать.

Не только детям, но и многим взрослым достаточно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, их отличие по глубине, трудно делать правильные выводы в той или иной стрессовой ситуации. Также эмоциональный интеллект, его развитие, напрямую связано с социальными навыками, умением общаться. Именно поэтому необходимо развивать данное направление с малых лет. Сегодня развитие эмоционального интеллекта является основой успешной жизни человека.

Есть очень много литературы по данной теме, а также есть и уже подготовленные программы для психологов и воспитателей, по которым можно и необходимо работать. В силу постоянной занятости развитием в сфере здоровья, творчества, речи и т. д., заниматься отдельно той или иной программой в полном объеме достаточно непросто, но брать определенную схему работы и реализовывать ее в рамках старшей и подготовительной групп вполне возможно.

Основой и началом любой работы с незнакомым материалом является погружение, введение в тематику вопроса. Для этого замечательно подходит книга «Азбука эмоций» Н. Кедровой, в которой очень качественно описаны эмоции и их деление по степени погружения. Что общего у радости и счастья? У злости и гнева, страха и ужаса? И что чувствует ребенок, как можно описать словами то или иное чувство? Все это доступным языком описано в книге. Также на помощь объяснения основы эмоционального восприятия приходят игры и сказкотерапия, при помощи которой мы можем искать с детьми потерянные или незнакомые эмоции. Также важно понимать и как какая эмоция выглядит на лице у человека, ведь часто мы «считываем» мимику собеседника и по ней реагируем на ту или иную словесную информацию. Этому тоже необходимо учить детей посредством картинок, репродукций с лицами, карикатур и шаржей, где происходит преувеличенное внимание к той или иной характеристике эмоции.

Две методики, являющиеся отечественным продуктом и приспособленные к детям-дошкольникам, очень помогают воспитателям и психологам своими разработками, упражнениями и подсказками. Это программа «Жизненные навыки» Кривцовой С. В., Чал-Борю В. Ю., Белевич А. А. и «Краски эмоций» Шиманской В. А., которые могут быть использованы какими-то выжимками и целиком, так как в этих методиках огромное количество упражнений, развивающих базисное умение общаться, доверять себе и собеседнику, чувствовать себя. И, конечно же, система в переходе от простого к более сложному. Можно взять за пример перехода пошаговой методики В. А. Шиманской, от «Я чувствую» к «Я хочу» и «Я знаю», заканчивая «Я могу» и «Я делаю». То есть знание эмоционального состояния «прокачивается» от осознания до прикладного использования. При этом ни одна система развития не тренирует что-то в отдельности, всегда у ребенка с развитием эмоциональной сферы развивается и интеллект, кругозор, речь и самостоятельность.

Также на помощь воспитателю в развитии «EQ» помимо всего вышеперечисленного приходят на помощь и творческие составляющие, которые помогают ребенку прожить и испытать те или иные эмоции – это арт-терапия, такая как монотипия, когда ребенок в казалось бы бессмысленном рисовании клякс и фонов при отражении придумывает сказочное существо или действие, отражающее определенное его переживание. И физические упражнения, которые проводятся в небольших группах, например, просто названное «бутерброд», когда на ребенка складывается определенный груз из одеял, подушек и т. д. для понимания границ своего тела и его возможностей. Или направленное на то же самое упражнение «белый плен», когда ребенка закутывают в большую простыню или плед, из которого он должен выбраться. Осознание границ собственного тела, своих чувств и отношения ко всему, что окружает ребенка, дает ему ту самую базисную уверенность в себе и собственных силах. А уверенность является основой для успешной самореализации.

И особенно важно развитие эмоционального интеллекта сейчас потому, что растет поколение детей, чьи родители росли в непростое время конца 80- х и 90 – х годов 20 века, т. к. в большинстве своем, родители этого возраста с трудом понимают, что необходимо их ребенку. И, конечно же, родителям тоже необходимо приобретать навыки самопознания, эмоционального развития и учиться этому вместе с детьми. Потому что успешность ребенка зависит не только от его образования на всех уровнях, но и от глубины родительского участия в этом процессе и понимания ими собственного ребенка.

Публикации по теме:

Интеллект-карта «Путешествие в мир театра»Интеллект-карта «Путешествие в мир театра» Интеллект – карта «Путешествие в мир театра» Цель:способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Интеллект-карта «Что такое лес?»Интеллект-карта «Что такое лес?» Интеллект- карта "Что такое лес?" Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры исходящей от центра к краям, постепенно.

Интеллект-карта «Осень» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА “ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ”» Е. А. Оболешева, воспитатель.

Интеллект-карта «Транспорт»Интеллект-карта «Транспорт» Побывав на семинаре, мне понравились новые идеи с интеллект-картой и лэп-буком. Со своими детьми средней группы мы тоже решили сделать свою.

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Консультация для воспитателей «Использование интеллект-карты в ДОУ»Консультация для воспитателей «Использование интеллект-карты в ДОУ» подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 20 г. Аша Янгуатова И. С. Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете.

Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять.

Психологический тренинг «Эмоциональный ресурс личности педагога» Перед презентацией. Мы надеемся, что каждый участник почувствует, что пребывание в данном учреждении может быть для него наполнено особым.

Мастер-класс «Развиваем эмоциональный интеллект» Выступление на семинаре: С раннего возраста мы знакомим детей с миром эмоций. Сначала - это совсем простые эмоции - радость, грусть. В.

Консультация «Эмоциональный интеллект ребенка — что это? Зачем его развивать?» Известно, что родители чаще уделяют 80% внимания развитию интеллектуальных способностей ребенка, полагая, что чувства и эмоциональный интеллект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Эмоциональный интеллект»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 18:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Эмоциональный интеллект»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ерусалимская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД