Алла Андреева
Введение в образовательную программу «Бумажная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка занятия по теме «Страна Бумагопластика» предназначена для педагогов преподающих такой вид декоративно-прикладного творчества как бумагопластика. Данное занятие является вводным, проводится на первом году обучения для вновь прибывших учащихся. Возрастная категория воспитанников – 5-7 лет.
Цель: пробуждение интереса обучающихся к деятельности по программе «Бумажная фантазия».
Задачи:
познакомить с основными свойствами бумаги
развивать мышление, воображение
воспитывать аккуратность при изготовлении поделок.
Публикация «Введение в образовательную программу „Бумажная фантазия“» размещена в разделах
Предварительная работа:
1. Оформление кабинета: магнитная доска; шторы для затемнения окон; музыкальный центр; столы для обучающихся; стулья ученические (стоят отдельно от парт полукругом); дополнительные столы (2 шт.) для построения общей композиции, покрытые тканью; стеклянный шар, подвешенный над дополнительными столами; башня из ватмана, в ней устанавливается диапроектор, свет которого при включении попадает на стеклянный шар, что создает, при затемнении, эффект сказочности; выполненные из ватмана сказочные персонажи («Король», «Ножницы», «Клей», «Карандаш», «Линейка» (2 шт.) – высота каждого персонажа около 50см); дополнительное оформление, выполненное также из ватмана, к будущей композиции: фонарные столбы, декоративные украшения, вывеска «Бумагопластика».
2. Подготовка материалов для педагога: пластилин; белый квадратный лист бумаги; схема «Свойства бумаги» (Приложение 1); поэтапное сложение птицы в технике оригами (Приложение 2).
3. Подготовка материалов для обучающихся: детали из ватмана, белые квадратные листы бумаги, белые прямоугольные листы бумаги, карандаши, линейки, ножницы, брелки с подсветкой (фонарики). Количество заготавливаемого материала равно количеству обучающихся.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Занятие начинается с того, что дети рассаживаются на стулья, которые стоят отдельно от столов полукругом.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Алла Владимировна, педагог объединения «Город мастеров». А кто же у меня сегодня в гостях?
Дети называют свои имена.
Педагог: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами познакомимся с волшебной страной «Бумагопластика», но поскольку на занятии мы много будем работать руками, поэтому предлагаю вам выполнить следующие упражнения.
Выполнение гимнастики для рук.
2. Знакомство с новым материалом.
Педагог: - Как я уже говорила, мы познакомимся с волшебной страной «Бумагопластика». Вдумайтесь, пожалуйста, в это слово и произнесите его еще раз про себя: «Бумагопластика». Как вы думаете, какой материал считается в этой стране самым важным, значимым, основным?
Дети: - Бумага.
Педагог: - Возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и попробуйте его порвать. Легко рвется?
Дети: - Да.
Педагог: - Попробуйте скрутить ее. Скручивается?
Дети: - Да.
Педагог: - Сомните. Мнется?
Дети: - Да.
Педагог: - Она приняла ту форму, которую вы ей задали или вы ее смяли руками, положили на ладонь, и она развернулась?
Дети: - Бумага приняла заданную форму.
Педагог: - Так если бумага легко рвется, мнется, режется, как вы думаете, удобна ли она для изготовления поделок?
Дети: - Да.
Педагог: - Замечательно! А если взять пластилин, из него также легко делаются различные фигурки?
Дети: - Да.
Педагог: - Так что общего между бумагой и пластилином?
Дети: - Из них легко делаются поделки.
Педагог: - А теперь, исходя из слова «пластилин», как одним словом можно назвать бумагу, какая она?
Дети: - Пластичная.
Педагог: - Тогда почему волшебную страну назвали «Бумагопластикой»?
Дети: - Бумага пластичная.
Педагог: - Итак, цель нашего занятия: познакомиться с основными свойствами бумаги и как можно больше узнать о волшебной стране «Бумагопластика», которая появится прямо на ваших глазах, благодаря вашим умелым ручкам. Но чтобы попасть в эту страну, нужно выполнить три задания, а именно, изготовить поделки, опираясь на три основных свойства: бумага режется, клеится и сгибается.
На магнитной доске появляется схема (Приложение 1).
Педагог: - Вы готовы? Тогда давайте подойдем к столам и посмотрим, какие же материалы и инструменты нам сегодня пригодятся?
Дети перечисляют все, что у них лежит на партах.
Педагог: - Как вы уже, наверное, заметили, работать мы будем стоя. Во время занятия можно свободно передвигаться по кабинету, разговаривать, но только так, чтобы не мешать друг другу и, конечно же, обязательно помогайте друг другу, если вдруг у кого то что-то не получается. Работать мы начнем по командам: четыре парты – четыре команды. И первое задание: у каждой из команд на столе имеются по 2 заготовленные детали. На деталях имеются заштрихованные полоски – это клапаны, т. е. место, куда наносят клей. Вам необходимо склеить одну деталь в цилиндр, а другую в колпачок. Приступаем.
Учащиеся выполняют задание.
Педагог: - Если у вас все готово, попробуйте соединить эти две детали без помощи клея. Что же у нас получилось?
Дети: - Башни.
Педагог: - Правильно! Давайте, разместим их на этом островке и украсим декоративными элементами.
Педагог: - Посмотрите, я вам обещала маленькое чудо. Вот оно! На ваших глазах появилась целая страна и называется она как?
Дети: - Бумагопластика.
Педагог: - А сейчас послушайте внимательно.
Вам расскажу историю, ребята,
Из сотни лучших выбрала одну.
Была я тоже маленькой когда-то
И вдруг попала в дивную страну.
Дома, ограды и на крышах флаги,
И даже тротуары и мосты,
Все было там, представьте, из бумаги,
Бумажные деревья и цветы.
И полные упорства и отваги
Знал каждый житель четко свою роль.
Из самой плотной сделанной бумаги
Страной той правил пожилой Король.
На отдельном столе стоят сказочные персонажи. Педагог ставит Короля в выстраиваемую композицию.
Педагог: - А с другими жителями этой страны мы познакомимся чуть позже. Кстати, напомните мне, какое свойство бумаги нам пригодилось при изготовлении башен?
Дети: - Способность склеиваться.
Педагог: - Молодцы! Второе задание, которое вам предстоит выполнить - это изготовить фонарь, используя такой инструмент как ножницы. Но прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним правила безопасной работы с ними (по кабинету с ножницами не ходить, перед лицом не размахивать и т. д.)
Педагог: - Для изготовления фонаря берем заготовку (лист прямоугольной формы с намеченными линиями для раза, складываем лист пополам по горизонтали, от сгиба сделать, не доходя до края, надрезы на расстоянии друг от друга в 3см. Соединить за меньшие стороны в цилиндр, полоску прикрепить как ручку.
Учащиеся выполняют задание.
Педагог: - Давайте повесим фонарики на фонарные столбы. Какое свойство мы использовали при изготовлении фонарей?
Дети: - Бумага легко режется.
Педагог: - Совершенно верно! А какие инструменты, материалы нам пригодились при выполнении этого задания?
Дети: - Ножницы, клей, карандаш, линейка.
Педагог: - Ребята, а вы знаете, что ножницы, клей, карандаш, линейка – все они занимают особое положение в стране «Бумагопластика».
Надежно: от рассвета до заката
Был под охраной самый главный вход.
Там Ножницы – отважные солдаты
Стояли у бумажных тех ворот.
Был очень хваткий, цепкий и упорный
У короля министр, главный – Клей
Слегка помягче – Карандаш придворный
Но полон его стержень был идей.
Бездельничали фрейлины – Линейки,
Лишь Карандаш по ним наметит путь,
Как снова они в парке на скамейке
Стремились растянуться отдохнуть.
Педагог расставляет персонажей.
Педагог: - Вот они, какие жители волшебной страны! И, наконец, третье задание: бывает так, что при изготовлении некоторых поделок вполне можно обойтись без ножниц и клея, используя одно из таких свойств бумаги как способность легко сгибаться в любом направлении. Последнее задание покажет кто же из вас самый внимательный. Итак, возьмите белый лист квадратной формы и повторяйте за мной.
Учающиеся выполняют задание - складывают птицу в технике оригами по схеме (Приложение 2).
Педагог: - Молодцы! Вы достойно справились со всеми заданиями. Но свою историю я не закончила и вас ожидает еще одно маленькое чудо.
Ни сам король, ни жители не знали
Как местность называлась в старину.
Они (все вместе) «Бумагопластикой» назвали
Свою большую добрую страну.
Педагог: - А сейчас глазки все закройте и представьте что вы жители этой страны.
Днем жизнь в стране текла слегка вальяжно
Но сумраком пронзались небеса,
При свете лишь фонариков бумажных
Все начинали делать чудеса.
Свет гаснет, начинает вращаться стеклянный шар, на который направлен луч света для создания сказочной атмосферы. Дети открывают глаза.
Педагог:
И клеили они и вырезали,
И возводили новые дворы.
И целые районы вырастали:
Бумажные волшебные миры.
К рассвету стая белых птиц бумажных
Три круга облетала над страной
Педагог: - Возьмите своих птиц и покажите, как они кружат над страной. Молодцы!
И вид у короля такой был важный,
Ведь новый город становился в строй.
И вдруг все замирало на рассвете (все замирают)
И спать ложилась странная страна…
Бывают, дети, чудеса на свете,
Поверьте в сказку, к вам придет она.
Включается свет.
3. Итог занятия.
Педагог: - Какая замечательная, яркая, теплая, интересная страна. Вам понравилось она?
Педагог: - Не забыли, как она называется?
Педагог: - Почему ее так назвали? С чем это связано?
Педагог: - Назовите основные свойства бумаги, о которых мы сегодня говорили.
Педагог: - Вы сегодня все очень хорошо поработали. Но то что вы сегодня увидели, узнали это только маленькая часть. А сколько еще интересного, неизведанного в этой стране! И если вы большие фантазеры, если вы любите делать поделки из бумаги, то жители этой страны всегда будут рады встречи с вами. И чтобы вы всегда вспоминали о волшебной стране «Бумагопластика» у вас останутся на память эти птички. На этом наше с вами занятие закончилось. Спасибо за работу. Всего доброго!
Использованные источники
Картинки животных – сайт www.nattik.ru
Цветы из бумаги, солнышко, львенок – сайт www.stranamasterov.ru
Стих – загадка https://shkoladetei.ru
Текст о бумаге - https://www.officemart.ru
https://china7.ru
Сказочные домики картинки- https://www.detskij-sad.ru
https://www.ktovdome.ru
https://detskiidosug.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
свойства бумаги
Приложение 2.