Судакова Марина Викторовна
Введение в образовательную программу кукольного театра
▼ Скачать
Конспект открытого занятия
Тема: Введение в образовательную программу «Кукольный театр «Петрушка»
Цель: формирование мотивации к занятиям театральным творчеством в кукольном театре «Петрушка».
Задачи:
Предметные
• актуализировать имеющиеся знания в области кукольного театра;
• освоить способы владения голосом для передачи характера, эмоций героя;
• освоить приёмы работы с перчаточными куклами.
Публикация «Введение в образовательную программу кукольного театра» размещена в разделах
• вдохновить детей на занятия в творческом объединении.
Личностные
• развивать творческое воображение,
• развивать художественные способности.
Метапредметные
• формировать умения сравнивать, обобщать, работать в группе.
-создать предпосылки для коллективного взаимодействия, общения,
Условия проведения, оборудование:
1. Учебный кабинет (2 стола, по 5 стульев у каждого стола)
2. ширма для кукольного театра :
3. мультимедиа проектор, компьютер, экран;
4. набор кукол для сказки «Три поросёнка», ростовая кукла «Волк»
3. Бейджи с именами обучающихся.
Предпочтительный возраст детей для вхождения в программу – 7-8 лет
Принципы подачи учебного материала:
1. Положительный эмоциональный фон занятия.
2. Опора на эмоции и чувства обучающихся.
3. Связь обучения с жизнью и практикой.
4. Наглядность.
5. Научность, доступность, посильная трудность.
6. Учет межпредметных связей
Предполагаемый результат учебного занятия:
1. Появление у детей интереса к занятиям театральным творчеством, эмоционально-положительный настрой (первичная мотивация).
2. Сформированность у детей первоначального представления о работе актёра-кукольника.
3. Знакомство с новыми понятиями:
• Кукловод
• Верховые куклы,
• Низовые куклы,
• Перчаточные куклы,
•Открытое занятие «Введение в образовательную программу
«Кукольный театр «Петрушка»»
Ход занятия
Время Задача Метод Содержание Деятельность детей Примечание
1 мин Актуализация внимания,
Знакомство, Педагог надевает на руку Петрушку и говорит от его имени
Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь, что это за игрушка?
А я – Петрушка!
Нос длинноват? Но ещё под вопросом,
Кто у кого останется с носом!
Здравствуйте, ребята! Кто этот весёлый парень? Узнали его? Верно, Петрушка! Вы уже с ним встречались? А где? Петрушка – популярный герой народных кукольных представлений. А меня зовут Марина Викторовна. Я работаю в Центре детского творчества и являюсь руководителем детского кукольного театра «Петрушка».
ответы детей
3 мин целеполагание фронтальная работа - Как вы думаете, чем занимаются дети в этом объединении?
- Кто из вас был в кукольном театре?
- Самый известный и самый старый кукольный театр России расположен в Москве. Это кукольный театр имени Сергея Образцова.
Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали "визитной карточкой" театра. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных - сказочных персонажей - приветствуют под музыку "Во саду ли, в огороде" собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды - в полдень и в полночь. Эти волшебные часы приглашают зрителей на представление.
- Кто исполняет все роли в кукольном театре?
- А кто руководит куклами?
- Правильно, это актёры-кукловоды или кукольники.
Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научимся? Управлять куклами и покажем маленькое кукольное представление.
ответы детей:
- куклы люди
Кукловод (определение) вывесить на доску
3 мин
Исследовательский этап работа в группах
Информационное сообщение
- Посмотрите, перед вами разные куклы, посмотрите, чем они похожи, чем отличаются. Постарайтесь объединить их в группы. (Обсудите и представьте результат работы.)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Молодцы, ребята! Вы правильно заметили:
- Куклы можно разделить на 2 большие группы.
- перчаточные и пальчиковые куклы – это верховые куклы. Актёр прячется за ширму, а кукла остаётся вверху.
- Для работы с этими куклами –марионетками, актёру не нужна ширма. Это куклы для работы внизу, на сцене, низовые куклы. К ним относятся и ростовые куклы. В одном спектакле могут быть задействованы разные виды кукол. Между собой они замечательно общаются.
ответы детей.
5 мин
А теперь попробуем произнести фразу «Какой хороший день» голосами разных героев. Как эту фразу произнесёт мышка, медведь, лисичка, царевна. Менялся ли ваш голос? - Вы попытались передать с помощью голоса характер куклы. -
-Ребята, а как кукла может показать радость, грусть, удивление?
(Дети показывают, если показывают мимику, говорю, что у кукол на меняется мимика).
Значит основное выразительное средство актера – кукольника – ГОЛОС.
- Теперь постарайтесь передать голосом разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (радость, грусть, печаль, удивление, страх)
Предлагаю вам поиграть в игру «эмоции»
- Перед вами лежат карточки. Возьмите каждый по одной карточке, разного цвета. Называйте эмоцию на одной карточке и читайте с этой эмоцией фразу с другой карточки. (Произносят фразы, пытаясь голосом передать эмоции).
- А теперь давайте, попробуем управлять нашим голосом. (упр. «тише - громче» на громкость: считать от 1 до 10, начиная очень тихо и увеличивать громкость, затем наоборот: начинать громко-заканчивать тихо.) Когда у меня рука в низу мы произносим цифру «1» самым тихим голосом, потом я буду поднимать руку и мы все вместе будем считать до «10», прибавляя громкость. «10» - произносим самым громким голосом! Теперь в обратном порядке.
3 мин Освоение приёмов работы с перчаточными куклами индивидуально - А теперь давайте попробуем научится управлять перчаточной куклой.
- Чтобы кукла ожила, начала действовать, надо надеть её на руку, указательный палец вставить в патронку в шее, а большой и средний пальцы в патронки рук. Знаете, куклы удивительно способны. Давайте повернём куклу к себе лицом, затем повернём вправо, влево, похлопаем руками, разведём их в стороны, поднимем вверх и вытянем вперёд, потрём рукой лицо куклы (или лапой мордочку, пошепчем на ухо, наклоним голову вперёд, сгибая указательный палец, а затем поклонимся, сгибая только кисть. Молодцы! Дети повторяют приёмы
3 мин Эмоциональный настрой фронтально Давайте, теперь разыграем сказку. «Три поросёнка».
Сюжет все помнят? Сюжет – это последовательность событий.
Назовите главных героев сказки
(Поросята Наф-Наф (старший брат, Нуф-Нуф (средний, Ниф-Ниф, серый волк. Что делали поросята? (веселились, строили домики). Какой домик построил Ниф-Ниф (соломенный, Нуф-Нуф (из прутиков, Наф-Наф (каменный).
Какие характеры у поросят? Какие эмоции испытывают поросята? (радость, страх, огорчение). Какие эмоции испытывает волк? (Злость, радость, обиду). Чему нас учит эта сказка?
Руководит постановкой спектакля режиссер, Сейчас я, как режиссер распределю роли. Предлагаю В. быть волком, (поросята, автор).
- Чтобы спектакль получился зрелищным, кроме актеров нужны еще декорации, и звуковое оформление.
Для передачи времени и места действия мы используем декорации.
Ответственные за декорации (назначаю детей) берут их и заходят за ширму. По сюжету сказки, который озвучивает Автор появляются соответствующие декорации (разъясняю детям).
Кукловоды – пройдите за ширму, попробуйте поработать с куклами.
Чтобы зрители узнали о спектакле, нужна афиша. Она уже готова, необходимо вписать в неё имена актёров. Это сделает (тучка).
Кукла, изображающая Волка – это ростовая кукла и произносить слова в этом костюме очень трудно. Поэтому мысли Волка озвучивает Автор. А Волк своими движениями и рычанием передает соответствующие эмоции. Актер – в ростовой кукле работает перед ширмой и старается на поворачиваться спиной к зрителям.
Отвечающий за звук – пройдите к компьютеру. Тебе надо будет включать соответствующую музыку на действия в спектакле когда выходят поросята – включаешь 1 мелодию, она веселая. На выход Волка -2, она обозначает характер героя. И в финале спектакля, когда все три поросенка выбегают из домика -3
На первом показе сказки (премьере, актёры могут волноваться. Чтобы они не забыли слова, нужен суфлёр. Вот эту роль я возьму себе.
Распределение ролей
2 мин
Физминутка индивидуально Разминка для рук. Настрой на творчество
- А теперь встаем в круг, сложить руки и произнести «Раз, два, три! Кукла, оживи!» А теперь пора занять свои места!
20 мин Практическая работа коллективно.
- А теперь, актеры, займите свои места:
Уважаемые, зрители! Представляем вашему вниманию премьеру сказки. «Три поросёнка».
Показ сказки
Аплодисменты, актёры выходят на поклон. Автор читает текст,
Педагог подсказывает действия героям
5 мин Рефлексия Фронтально
- Ребята, скажите, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей.)
- Чему вы научились сегодня на занятии? Как оцениваете свою работу?
-Удалось ли вам сегодня на занятии почувствовать себя в роли артиста?
-Заинтересовались ли вы? Хотите ли вы продолжить совместную работу в этом направлении?
По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы делаем поклон и дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу.
Ребята, я благодарю вас за совместное творчество.
Приглашаю продолжить общение на мастер-классах, занятиях в Центре детского творчества.