Светлана Карпушкина
Игровой практикум с элементами открытой дискуссии Введение в образовательную программу клуба 7–9 классы
▼ Скачать + Заказать документы
«Поколение Роста».
Занятие: «Введение в программу деятельности»
Игровой практикум с элементами открытой дискуссии
Тема занятия: «Социальное творчество»
Форма занятия: игровой практикум с элементами открытой дискуссии.
Длительность: 45-50 минут + 5 минут на вопросы
Возраст, контингент: учащиеся 7-9 классов (13-15 лет, родители учащихся (по желанию)
Место проведения: МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецк, ул. Калинина, д. 300
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Публикация «Игровой практикум с элементами открытой дискуссии Введение в образовательную программу клуба 7–9 классы» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, информационно-сообщающий, игровой метод; приемы - устный инструктаж, задания для повышения творческой активности, объяснение, экспертный совет по обсуждению мнений и решению, стратегия «Идеал», проблемная ситуация, мозговой штурм, минута фантазии и отдыха, практическое упражнение.
Материалы и оборудование: ларец, сердечки, бейджики зеленого и фиолетового цвета с именами участников (изготовленные заранее самими учащимися, плакат «Стратегия ИДЕАЛ», галстуки ярко-зеленого цвета, визитки, видеозаписи, презентация «Социальное творчество», кластеры – схемы, таблички на столы по отделам, маркеры, белая бумага (А4, А3, музыкальные файлы, фотоаппарат, ноутбук, экран, м/м проектор.
Подготовка кабинета к занятию: расстановка столов и стульев осуществляется с учетом коллективной и групповой работы.
Цель: введение в образовательную программу клуба «Поколение РОСТа».
Задачи:
• знакомство учащихся с деятельностью объединения дополнительного образования социально-педагогической направленности «E-mail - проект «Обучение для жизни»»;
• формирование интереса к активной социальной деятельности;
• обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности.
План занятия:
1. Вступление, знакомство, «Смятая бумага», актуализация знаний и умений, мотивы деятельности, вопросы – 5 минут.
2. Аббревиатура РОСТ – 2 минуты.
3. Деление на отделы - 2 минуты.
4. Виртуальный диалог, дискуссия – 5 минут.
5. Стратегия «Идеал» – 2 минуты.
6. Заполнение кластеров – 5 минут.
7. Коммуникативный ринг «Свободный микрофон» – 3 минуты.
8. Презентация «Социальное творчество, ДО» + реклама – 3 минуты.
9. Акция – созидание: «Твори добро!» (Создание слогана «Мы вместе!»). упражнение «Волна» – 5 минут.
10. Видео-привет от РОСТа – 2 минуты.
11. Посвящение в активисты (визитки, галстуки) – 5 минут.
12. Рефлексия – 3 минуты.
13. Рукопожатие, «Мы вместе!» - 2 минуты.
14. Прощание – 1 минута.
Ход занятия:
I этап Мотивационно-целевой
(вступление, актуализация знаний и умений, мотивы деятельности, вопросы)
С. С. (педагог-организатор, педагог доп. образования): Добрый день, юные активисты, творители и созидатели! Я очень рада вас видеть!
Спешу представиться – Карпушкина Светлана Станиславовна, педагог- организатор, руководитель школьного детского объединения «E-mail- проект «Обучение для жизни». Чтобы наше общение было позитивным и приятным, предлагаю познакомиться поближе!
Это чудесный ларец добра! (ларец, в котором находятся маленькие сердечки - искорки моего сердца! Я хочу подарить их вам! Называйте свое имя – и берите искорку!
Знакомство
С. С. : Итак, замечательно, первый шаг сделан! Приятно познакомиться!
А сейчас давайте возьмем в руки лист бумаги. (Листы белой бумаги формата А4 лежат на столах). И сомнем его в кулаке.
Образный прием: «Смятая бумага»
С. С. : Скажите пожалуйста – что вам это напоминает, какие ассоциации или образы?
Был чистый ровный гладкий большой лист – стал мятый и маленький.
Какой вариант вам нравиться больше?
Вот так и с человеком – в современном мире человек может сломаться под действием окружающей среды, личностных качеств.
? Скажите, пожалуйста – что для вас является в данный момент самым важным?
? А чтобы хорошо учиться – надо…. ?
? Как вы думаете, какие качества личности вам необходимы?
(Ответы детей)
Сделаем вывод! (вывод уч-ся)
С. С. : Дополню ваши слова: - сейчас во всем мире востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять личностную активность. Так вот, именно сегодня мы оказались в нужном месте и в нужное время! Время активных перемен и увлекательной деятельности!
С. С. : Вы хотите стать успешными? (ответ)
А все знают, как это сделать? (ответы)
Я помогу вам! Предлагаю вам создать общими усилиями молодежный перспективный центр «Поколение РОСТа».
Потому что мы должны ВЫРАСТИ!
Предлагаю вам попробовать свои силы в роли специалистов и консультантов по различным вопросам - реалити-ведущими, лидер-тренерами и просто творческими сотрудниками нашего центра, которые будут вести социально значимую деятельность!
Готовы попробовать свои силы? (ответ)
Общение наше будет интерактивным, т. е. мы будем узнавать познавательную информацию, обмениваться опытом друг с другом.
На экране аббревиатура в названии центра «РОСТ».
С. С. : Вы видите на экране аббревиатуру в названии нашего центра «РОСТ». Как можно ее расшифровать? Ваши варианты, пожалуйста!
(Ответы детей)
Попрошу подвести итог. (Ответы детей)
Ну, что же, аббревиатуру нашего Центра мы расшифровали. Пора приступать к работе!
Будет целесообразно, если мы с вами создадим 2 отдела:
- проблемный отдел
- альтернативный отдел.
Как вы думаете, в чем заключается ваша роль?
(Ответы детей)
С. С. : Вы правы, проблемный отдел будет определять существующую проблему и степень риска, а отдел по принятию решений, следовательно, будет предлагать пути решения и выходы из ситуаций.
С. С. : занимайте места в отделах по цветам бейджиков, которые вы изготовили себе заранее самостоятельно.
Зеленый фон у бейджика – проблемный отдел, фиолетовый – альтернативный отдел.
(Дети, родители (если есть) рассаживаются за столы с табличками)
2этап. Планирование, самоконструкция
(определение проблемы, темы, постановка задач)
С. С. : А сейчас я приглашаю вас на виртуальный «Перекресток поколений» (проблемные ситуации, связанные с негативными проявлениями у подростков). У нас запланировано проведение дебатов «Подросток в современном мире».
(Звук входящего смс-сообщения)
Внимание! К нам в центр поступило 2 видеописьма с грифом «СОС».
Предлагаю открыть и узнать!
(В формате видеописьма звучат обращения подростков)
№1: Привет, меня зовут Наталья. Кто я – даже не могу сказать. Дитя уличной тусовки. Толпа с глупыми шутками …А раньше была отличница! Куда катится этот мир, я не хочу становиться такой же, как они. Мать не понимает меня, считает меня еще маленькой, хотя я учусь уже в 8 классе. Недавно я перешла в другой класс. Я чувствую себя одиноко, у меня нет цели в жизни, у меня даже нет настоящих друзей! И что делать – я не знаю?
№2:. Привет, я Кристина! Я такая заводная, веселая и шумная, что от меня уже все устали! Хотя я люблю позитивно проводить время, гулять с друзьями. Не знаю куда деть свою энергию, ходила на баскетбол в 5 классе – не получается, записалась на плавание в 7 – воды боюсь…Я очень творческая! Посоветуйте ваши варианты?
3 этап. Поисково-исследовательский этап (выдвижение предположений, работа в группах с таблицами, схемами, обмен опытом)
(Все ситуации представляются учащимся в виде кластера)
С. С. : Действительно, мы с вами знаем и видим, что в подростковой среде существуют определенные проблемы. Таких детей очень много! Иногда детям очень сложно найти себя в современном мире. Подростковый возраст - сложный и ответственный период, наполненный переживаниями, вызванными чувствами наступающей зрелости, формированием образа «Я». Для подростков главным становится общение со сверстниками, потребности в признании и стремлении к самоутверждению.
С. С. Перед тем, как начать действовать, представляю вашему вниманию Стратегию «Идеал», которая поможет нам найти пути решения проблем, озвученных в видеописьме.
(На стенде для записей помещается дерево идей или рисуется на ватмане)
И – интересно, в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Д – давайте предположим варианты решений! Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Е – есть ли другие варианты? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А – а теперь сделаем выбор! Выбирается самое сильное решение проблемы.
Л – логически мыслим и делаем выводы! Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
4 этап. Практическая деятельность.
(продуктивная деятельность)
С. С. : Приступаем к заполнению кластеров. У вас есть ключевое слово.
Обращаю внимание на то, что наш центр и отделы тесно сотрудничают друг с другом. Поэтому, ваш отдел определяет проблему и риски, а вы предлагаете варианты решения. Можете связать с жизненной ситуацией.
(Дети заполняют кластеры. Пример заполнения кластера-схемы на столах).
Пример СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА:
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово «СКАЗКА», которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
С. С. : И так, пришло время выслушать ваши доводы и аргументы. Открываем коммуникативный ринг «Свободный микрофон». Определите главного специалиста по этому вопросу, который будет выступать.
(выступления детей по группам)
С. С. : Ваше выступление заслуживает внимания! Спасибо!
С. С. : Сделаем вывод! (ответы уч-ся)
С. С. : Мы подошли с вами к главной теме – социальное творчество! Предлагаю вашему вниманию презентацию «Социальное творчество, дополнительное образование» о социальных проектах, которые реализуются у нас в школе, участниками которых вы в той или иной мере тоже являетесь.
(На экране идет презентация с яркой и эмоциональной рекламой деятельности клуба)
Текст: социальное творчество безгранично! Наша команда единомышленников активна, креативна и мобильна!
Активисты с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях: это городские слеты и форумы активистов, «Гонки лидеров», праздничные и тематические мероприятия, акции, конференции и конкурсы различного уровня.
Реализуя себя в подобных мероприятиях – дети и взрослые самореализуются и развивают свои организаторские и лидерские способности!
Приобретают бесценный опыт общения, новые знакомства, проявляют свою активную гражданскую позицию!
Вместе с нашими социальными партнерами школы, мы -ученики совместно с родителями и педагогами - занимаемся социально-значимой деятельностью, которая помогает нам стать уверенными, творческими, общительными и целеустремленными!
С. С. :? Что же вы увидели? Как нам это может помочь в решении проблемных ситуаций? Возвращаясь к теме наших героинь из видеописьма – какие виды социального творчества помогут реализоваться им?
(Ответы детей)
С. С. Хочу добавить. Все, что вы перечислили - все это виды социального творчества активистов: фестивали, встречи, слеты, форумы, акции, конкурсы, создание социальной рекламы.
Вы наверняка знаете, что существует множество организаций и детских объединений и в нашей школе, и в городе, которые развивают личность ребенка и помогают самореализоваться.
С. С. : Необходимо искать себя, пробовать!
С. С. : Давайте мобилизуем все свои интеллектуальные и творческие силы, направим свою энергию на решение проблем и попробуем создать социальный продукт.
Устроим экспромт! Акцию – созидание: «Твори добро!» и презентуем в своем роде социальную рекламу.
Являясь сотрудниками центра «Поколение РОСТа», мы призваны привлекать подростков к активной социальной деятельности. Поэтому сейчас мы разработаем слоган «Мы вместе!»! Название говорит о том, что успехом является чувство сплоченности в команде и умение взаимодействовать друг с другом.
Вы можете использовать слова, тексты, слова песни, танцы, импровизации.
Предлагаю перед сотворением слогана встать в круг и пустить волну! Для того, чтобы почувствовать энергию каждого из вас и стать еще ближе друг к другу.
Упражнение «Волна» (Время 2 минуты).
Процедура проведения. Группа становится в круг. Участники берутся за руки. Ведущий дает инструкцию и показывает, как пускаются волны: поднимает руку, держа руку соседа. Получилась волна. Чтобы передать ее дальше, нужно соседу поднять вторую руку с рукой своего соседа и т. д. Ведущий ускоряет ритм волн. Затем пускает встречные волны. Когда волна возвращается к тренеру, он может либо передать ее дальше, либо остановить.
Заканчивается разминка аплодисментами.
С. С. Ну вот, энергией друга зарядились! А теперь за работу!
1 шаг - первый шаг: слоган «Мы вместе!» - рифма из 3х строк (в виде буклета)
- актив – позитив
- зажигает – увлекает
- творить – жить
(Работа в группах над составлением слогана.
Выступление детей по группам)
С. С. : Отлично у вас получается! И я хочу тоже вам прочитать свой слоган!
Жизнь – это настоящий позитив,
Особенно, когда есть творческий актив.
Команда активистов зажигает,
Подростков в свой мир увлекает.
Будем великие дела творить,
Значит правильно будем жить!
2 шаг – Шаг второй. Где можем использовать созданный нами слоган?
(Ответы детей)
С. С. : И это ещё не все! Предлагаю вашему вниманию видеопривет от активистов клуба Поколение РОСТа!
(Видео-привет от членов школьного детского объединения «E-mail- проект «Обучение для жизни»).
Поколение РОСТа!
-Это реализация творческих замыслов и личностных начинаний;
-Это самовыражение и самоутверждение через различные виды социальной деятельности;
-Это активное включение в любое творческое дело;
-Это развитие организаторских способностей;
-Это формирование активной гражданской позиции;
-Это приобщение ЛИЧНОСТИ к общечеловеческим ценностям и усвоение социальных норм через участие в общественной жизни ГОРОДА, нашей Республики, нашей СТРАНЫ, нашей РОССИИ…Потому что каждый из нас - гражданин своей страны! И за нами - будущее России!
Ну а если коротко: это Незабываемые ощущения! Позитивные эмоции! Креативные идеи! Энергия и смех! Новые друзья! Просто Счастье!
(музыка «Гимн лидера». Выходят активисты клуба)
1 Активист:
Мы живем и существуем в этом мире.
Мы живем и радуемся жизни!
Мы преобразовываем этот мир!
Потому что мы знаем,
Что должно быть так и не иначе!
2 активист: Присоединяйтесь к нам!
3 активист: Примите визитки нашего детского клуба «Поколение РОСТа» школы № 2 города Кузнецка и вот эти яркие, зеленые галстуки – нашу отличительную черту - символизирующие активность, развитие и творчество!
(Раздают визитки. Повязывают галстуки)
С. С. : Пришло время подвести итоги, давайте обобщим.
5 Этап. Рефлексивно-оценочный.
Что нового сегодня вы узнали?
Что вас заинтересовало больше всего?
Сможете ли вы использовать в своей жизни полученную информацию?
С. С. : Спасибо большое!
С. С. : Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Я надеюсь – я смогла вас зажечь и увлечь! Живите позитивно! Мыслите альтернативно!
С. С. : Приятно было с вами сотрудничать! Давайте пожмем друг другу руки! Еще раз поблагодарим друг друга за нашу совместную работу! И скажем наше заветное: «Мы вместе!»
(Поднимаем руки вверх и жмем! Говорим: Мы вместе)
С. С. На этой позитивной ноте мы заканчиваем работу центра, но не заканчиваем нашу работу, нашу деятельность и наше творчество! Удачи! Успеха! Креатива и светлых мыслей! И до новых встреч!