Елена Дубских
Вечер досуга «Мир золотой Хохломы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ
вечера досуга «Мир золотой Хохломы»
Для детей подготовительной к школе группы
Действующие лица:
Ведущая, Кисточка – взрослые
Дети: Красная Краска, Чёрная Краска, Золотая Краска, «Кудрина», «Травка»,
«Пряник», «Рыжик», «Ягодка», Дед Елизар, Тётушка Арина, Дядя Симеон.
Публикация «Вечер досуга „Мир золотой Хохломы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
Центральная стена зала украшена изображениями изделий хохломских мастеров, здесь же стоят два столика с изделиями Хохломы. Слева от центральной стены – макет домика, справа – ворота. Домик и ворота украшены элементами хохломской росписи. В центре зала на полу расставлены цветы – это лужайка.
Дети с воспитателем-Ведущей стайкой заходят в зал, останавливаются лицом к гостям, здороваются.
Ведущая:
Славятся русские земли красою.
Сегодня, ребята, отправимся мы
Туда, где, умытый прозрачной росою,
Ждёт сказочный мир золотой Хохломы.
Ребё нок:
Там речка УзОла – дочь Волги великой,
Своею прохладной волною играет.
2-й ребё нок:
И сладко там пахнет в лесу земляникой.
3-й ребё нок:
А в поле голубенький лён нам кивает.
Ведущая:
Но главное – люди! Живёт там народ,
Который рисует, как песню поёт!
И в росписи-песне поёт, не тая,
О том, как прекрасны родные края!
Так в добрый путь, друзья!
Дети перестраиваются в цепочку, идут вслед за Ведущей, ритмично приговаривая:
Ясно солнышко нам светит,
Вслед идём за солнцем мы.
Интересно, как нас встретит
Мир волшебной Хохломы?
Ведущая обращает внимание детей на «растущие» цветы:
Дети, посмотрите, сколько чудесных цветов расцвело на лугу, как приятен их аромат! Давайте потанцуем с ними.
Дети берут по одному цветку и выполняют танцевальную импровизацию под музыку вальса.
Цветы собирают в корзинку, которую несёт один из детей. Продолжают движение, приговаривая те же слова. Подходят к двери.
Ведущая: Смотрите, перед нами какая-то дверь. Что же скрывается за ней? (Стучит)
Выходят из-за двери три Краски.
Ведущая и дети: Здравствуйте! Кто вы?
Краски: Здравствуйте. Мы – Краски хохломской росписи.
Ведущая: Вас так мало?
Золотая Краска :
Хохломская роспись – вовсе не простая,
Хоть всего три краски в ней всегда живут.
Краски представляются:
- Красная (поклон)
- И Чёрная (поклон)
- Краска Золотая (поклон)
И не зря нас главными в росписи зовут.
Ведущая: А вы нас пропустите в край Хохломы?
Красная Краска: Пропустим, но надо выполнить три задания.
Первое: назовите родину хохломской росписи.
( Дети отвечают: город Семёнов, село Сёмино)
Правильно, моё задание вы выполнили.
Чё рная Краска: А теперь моя очередь. Назовите лучших художников – мастеров хохломской росписи.
( Ответы детей: Степан Павлович Веселов, братья Подоговы: Анатолий, Николай и Никандр, Лушина Ольга Павловна, Веселова Ольга Николаевна и др.)
Золотая Краска :
Много, дети, вы узнали.
Вопрос мой будет непростым.
Расскажите, что назвали
У нас в народе золотым?
( Ответы детей: золотая нива, золотая рожь, золотая осень, золотая коса, золотые руки, золотой характер, сказанное слово – серебро, несказанное – золото и др.)
Золотая Краска : Вы отлично справились с заданием. Проходите!
Краски открывают дверь, дети и Ведущая проходят сквозь неё, расходятся к стульчикам у боковых стен зала.
Из домика выходит Кисточка.
Кисточка:
Милости прошу! Здравствуйте, гости дорогие! Давайте познакомимся:
Я – Кисточка, хозяйка здесь. Скажу немного о себе, а вас прошу присесть.
Дети садятся.
Мягкость и гибкость взяла я у кошки.
Ловкость, стремительность белки взяла.
Люблю я раскрашивать братины, ложки…
С охотой берусь за любые дела.
Я мастеру – главный помощник,
И всё, что задумал художник,
Красиво и ловко сделаю я.
С детства со мной подружитесь, друзья!
Про красу нашу хохломскую и стихи слагают, и песни поют.
Звучит вступление к песне Ю. Чичкова «Хохлома». Первый куплет поёт Кисточка, во втором к ней присоединяется Ведущая, в третьем – музыкальный руководитель. Дети поют припев.
Кисточка:
Коли песню запоёшь – слово к слову подбирай.
Коли роспись поведёшь – элементы выбирай!
Кто покажет «кудрину»?
Ребёнок находит на панно этот элемент. Из домика выходит девочка в шапочке-коронке с изображение «кудрины». В руках – блюдо, расписанное «кудриной».
Ведущая:
Не красна изба углами, а красна пирогами.
«Кудрина» :
Только слаще пироги, коль лежат на блюде
С завиточком золотом, в хохломской посуде.
Завиток кудрявится,
Словно кудри молодца.
Всем «кудрина» нравится –
Затейливое золотце.
Проводится игра-соревнование «Кто быстрее и красивее составит узор»
(Выкладывание элементов «кудрины» на фланелеграфе)
Кисточка: А теперь покажите «травку»
Дети разыскивают этот элемент в оформлении зала. На своих стульчиках. Выходит ребёнок-«Травка».
Ведущая:
Как по лугу-лугу, зелену лугу
Разливается вода, расстилается трава,
Трава шёлкова…
«Травка» :
Красоту травы шелковой тут художник увидал.
Взял он кисть свою и краски и траву нарисовал.
И с тех пор и в дождь осенний, и средь холода зимы
Расцветает чёрно-красным «травка» русской Хохломы.
Хоровод «Травушка-муравушка» (русская народная песня)
Кисточка: А теперь найдите «пряник»
Дети находят этот элемент в оформлении зала, он использован в росписи домика.
Выходит мальчик – «Пряник» :
Ребятишки погуляли,
Щей из миски похлебали.
Стала миска враз пустой.
Глядь – на дне «пряник» золотой!
А придумали тот «пряник» хохломские мастера,
Чтобы щи доесть спешила непоседа-детвора.
Кисточка: Есть в хохломской росписи и «Рыжик»!
Дети находят его в оформлении зала.
Выходит ребёнок- «Рыжик» :
Всмотрись внимательнее в хохломской узор!
Вот видишь: яблоня в цвету, малина.
А это, как пылающий костёр,
Гибкая красавица рябина.
Что это за узорчатый кружок?
Где раньше ты видал его, дружок?
Кисточка:
Припомни, как в траве издалека
Увидел ты однажды шляпку рыжика.
И долго, позабыв про кузовок,
Смотрел на удивительный грибок.
А мастер взял его и срисовал!
Так рыжик в хохломской узор попал.
Игра-соревнование «Кто больше наберёт грибов» (С завязанными глазами)
По предложению Кисточки дети находят элемент «ягодка». Выходит девочка-«Ягодка» :
Когда мороз рисует узоры на стекле
И хлопья снежные в окно к нам залетают,
Посуда хохломская о лете, о тепле,
О солнышке лучистом нам напоминает.
Кисточка:
Меж золотых листочков и завитков травы
Много знакомых ягод найдёте, дети, вы:
Смородина, крыжовник, рябина, ежевика,
И самые любимые – малина и клубника.
Своей душистой спелостью и свежестью манят,
Как будто дразнят весело: «Попробуй, съешь меня!»
Игра «Чей кружок скорее соберётся» (в центре каждого кружка ребёнок-«ягодка»)
Ведущая:
Как наш дядя Симеон –
Мастер на все руки!
Не сидит без дела он
И не знает скуки.
Из домика выходят дети: Симеон, Елизар, Арина. Они садятся у столика с хохломской посудой.
Инсценирование русской народной попевки «Патока с имбирём»
Ведущая: После сладкого обеда потекла у них беседа.
Дед Елизар:
Славен талантами русский народ.
Всяк материал в его дело идё т:
Из чугуна – кружева накуёт,
Из бересты – кузовки наплетёт.
Глины комочек в пальцах помнёт,
Глядь – уже барыня в платье идёт!
Тё тушка Арина:
Мы же посуду из дерева любим –
Липу, осину берём.
Лес бережём, понапрасну не губим,
Да и другим не даём.
Дядя Симеон:
Дерево нам помогает во всё м:
Из дерева – лодка и дом, где живём.
В зимнюю стужу – тепло нам даёт.
Трудно без дерева жил бы народ!
Ведущая: Наши дети знают, что деревья надо беречь. Мы вместе возле нашего детского сада посадили деревца, поливали их и зимой охраняли. И песню «Лесной марш» ребята очень любят. Хотите послушать?
Дети исполняют песню «Лесной марш» (муз. Ю. Чичкова)
Кисточка:
Весело играли, песни распевали,
А теперь пора плясать, наши ноги поразмять.
Пляска (по выбору музыкального руководителя)
Дед Елизар:
А загадки, ребята, любите отгадывать?
Квохчет, клохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
Верно, курица. А у нас вот такую курицу смастерили семёновские мастера (показывает ковш-курицу)
Тё тушка Арина:
А вот моя загадка:
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (Петух)
(Показывает изделие)
Как мой Петя-петушок носит красный гребешок,
Крылышки с узорами, сапоги со шпорами.
Дядя Симеон:
Послушайте и мою загадку.
По земле пойти – пойдёт.
В речку надо – поплывёт,
Полетит под облака. Кто же это? (Уточка)
(Показывает изделие)
Ведущая: А наши дети знают песню про весёлых уточек, которые умеют считать.
Подгруппа девочек исполняет песню «Уточки» (муз. С. Соснина, сл. П. Синявского)
Затем Кисточка предлагает детям поиграть в игру на внимание «Угадай, чего не стало» с хохломскими изделиями.
Ребё нок:
Солнца свет из Хохломы струится.
Глядя на него, душа поёт.
Посмотри, поутру молодица
С расписными вёдрами идёт.
Инсценирование песни «Пошла млада за водой» (русская народная)
Ребё нок: Тит, иди землю пахать!
Тит: Ноги болят!
- Тит, иди рожь убирать!
- Руки болят!
- Тит, иди кашу есть!
- Где моя большая ложка!
Выходят дети с хохломскими ложками.
Ребё нок:
Как у наших у ребят хохломские ложки.
Не хотели мы плясать- сами пляшут ножки!
Танец с ложками.
Ребё нок:
Хоть весь мир вы обойдёте,
Краше ложек не найдёте!
2-й ребё нок:
Не бывает наша ложка никогда пустой –
Всегда в ней красна ягодка и листик золотой.
3-й ребё нок:
Ваш дарим наши ложки. Вернётесь вы домой
И вспомните, как встретились с волшебной Хохломой.
Ложкари дарят ложки всем детям. Дети благодарят, прощаются с персонажами. Становятся цепочкой, выходят из ворот, ритмично приговаривая:
Ясно солнышко нам светит, вслед идём за солнцем мы.
Мы узнали, как прекрасен Золотой мир Хохломы. Выходят из зала