Приложение МААМ

Важность соблюдения режимных моментов в работе с детьми с ЗПР

ulia suhoputova
Важность соблюдения режимных моментов в работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Важность соблюдения режимных моментов в работе с детьми с ЗПР

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности.

Темочки:

Задачами на данный возраст в самообслуживании и воспитании самостоятельности являются:

Культурно – гигиенические навыки. Совершенствовать КГН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой и носовым платком, при кашле и чихании отворачиваться.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: не крошить хлеб, хорошо пережевывать и есть бесшумно, не разговаривать с полным ртом, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Развивать самостоятельность в самообслуживании.

При формировании начальных представлений о здоровом образе жизни мы даем представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Воспитываем потребность в соблюдении режима питания и режима дня.

Формируем у детей желание вести здоровый образ жизни.

Но, хотелось бы отметить, что у детей 5 – 7 лет с ЗПР навыки самообслуживания почти сформированы (большинство детей самостоятельно одеваются, умываются, едят). Однако при выполнении поручений они не проявляют инициативы, самостоятельности. Склоны к недлительному сосредоточению на задании. Затруднено овладение ножницами в связи с недоразвитием мелкой моторики рук. Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одеваются, умываются, едят. В некоторых случаях, наоборот, ребенок старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.

Мы остановимся и рассмотрим вопросы одевания и раздевания, умывания и питания.

Организация умывания

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Предлагаем вместе с детьми научиться, правильно мыть руки.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Правильно организованное умывание важный элемент в режиме дошкольного учреждения. Способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Проводится дифференцированно, однако дети должны усвоить общие для всех правила:

- заходить в умывальную комнату вместе со взрослым,

- в первую очередь моют руки малыши, те кому нужна помощь взрослого (Дима, Маша, Матвей, затем остальные дети;

- не задерживаться у раковины, так как остальные дети ждут;

- мыть руки, засучив рукава, не наливать на пол;

- насухо вытираться.

Воспитатель может предложить детям вспомнить порядок умывания: - Данила, расскажи, пожалуйста, как надо правильно мыть руки. – Правильно, надо сначала смочить руки, намылить их мылом, потереть с обеих сторон, тщательно вымыть пальцы, а смыв мыло, надо отжать воду с рук в раковину. Воспитатель следит, чтобы в умывальной не было тесно, чтобы дети подходили к раковинам спокойно, тщательно мыли руки и вытирали их, аккуратно вешали полотенца на вешалки: - Сейчас я приглашу в умывальную комнату нашу любимую куклу Олю, и она посмотрит, как ребята аккуратно повесили свои полотенца. Дети, которые вымыли руки постепенно садятся за столы и приступают к завтраку.

На положительный пример нужно не только указать, но и постараться раскрыть перед детьми пути достижения результата. Пример:

1. Посмотрите, как красиво повесил полотенце Вова. Сейчас я еще раз покажу, как это делать. Завтра мы поупражняемся еще, и все научимся делать это.

2. Чтобы предупредить влияние отрицательных примеров, порою бывает целесообразно остановить внимание детей на их последствиях и для самого малыша, и для окружающих. Воспитатель огорченно обращается к детям:

– Оля сильно открыла краны, поэтому намочила платье и залила пол. Она сделала это нечаянно, но Ирине Васильевне придется теперь вытирать пол.

3. Читать детям соответствующие потешки, стихи.

Примеры:

1) «Буль-буль-буль, журчит водица. Все ребята любят мыться».

2) «Льется чистая водица, мы умеем сами мыться» – приговаривает воспитатель, показывая приемы умывания.

4. Использовать инсценировки, настольный театр.

Организация питания

Обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». Вопросам эстетики питания надо уделять внимание сразу. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс. За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. Сервировка стола имеет немаловажное значение.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Очередное блюдо подается сразу после того, как съедено предыдущее. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.

В результате целенаправленной педагогической работы возрастает самостоятельность детей в процессе еды. Они овладевают умением самостоятельно и аккуратно есть, пользоваться салфеткой.

Немаловажное значение имеет усвоение дошкольниками следующих правил:

– нельзя выходить из-за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках;

– по окончании еды нужно поблагодарить взрослого,

– тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы;

– вставая, тихо задвинуть стул;

– не мешать тем, кто еще не закончил есть.

Детям, окончившим еду раньше других, можно разрешить выйти из-за стола и заняться спокойной игрой.

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные объемы порций, учитывать индивидуальные вкусы и привычки. Слишком большое количество пищи может только отпугнуть ребенка от еды и привести к еще большему снижению аппетита.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т. п. При отвлеченном внимании у ребенка тормозится выработка пищеварительных соков и подавляется пищевой рефлекс. В некоторых случаях ребенку можно сначала предложить второе блюдо, чтобы он съел более питательную часть обеда, пока еще не потерял интерес к еде.

Порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть едины и постоянны.

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Организация одевания

Опыт показал, что в 5 – 7 лет детей приучают одеваться и раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей.

При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и когда подгруппа детей будет одета, воспитатель выходит с ними на улицу, остальные дети одеваются и выходят с помощником воспитателя. Воспитатель сам упражняет детей в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу.

Необходимо обращать внимание на рациональность тех или иных способов действия (например, намокшие на прогулке вещи следует относить сушиться по одной – легче нести и повесить; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перёд).

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно воспитатель сопровождал не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом.

Например, при одевании на прогулку, воспитатель спрашивает у детей:

–Что мы наденем в первую очередь?

Понятно, что правильный ответ зависит от времени года, метеорологических условий.

Ответ ребё нка: – Колготки, – будет правильным, если он соответствует ситуации.

Последовательное усложнение требований поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать приобретенные навыки личной гигиены. Следует подчеркнуть: нельзя сдерживать естественное в этом возрасте стремление к самостоятельности.

Бывает и так, что знание и умение делать правильно не всегда влечет за собой желаемое поведение. Пример: мальчик знает, куда нужно вешать пальто и умеет это делать, однако небрежно бросает на скамейку. Почему? Потому что часто эту обязанность выполняет за него взрослый. Поэтому очень важно сразу учить детей действовать правильно, не допуская никаких отклонений.

Методы и приемы, используемые в работе

Таким образом, организация питания, умывания, одевания и раздевания детей требует большой организованности и мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям. Все это важно потому, что в тот небольшой отрезок времени, который по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, умыть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. При этом воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы; при формировании навыка следует сосредотачивать внимание детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем. Одни умения формируются на протяжении всего дошкольного детства (правильно пользоваться приборами и т. п., а другие важно сформировать в определенном возрасте, а на их основе в дальнейшем будут решаться новые задачи.

В процессе всего этого мы формируем представления о здоровом образе жизни.

При проведении режимных моментов решаются и затронуты образовательные области: коммуникация – всегда присутствует речь, социализация – ребенок подчиняется и старается соблюдать единые нормы и требованиям в коллективе, используется музыка и чтение художественной литературы.

При воспитании навыков следует соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т. е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются:

- при формировании навыков использовать индивидуальный подход к каждому ребенку;

- в зависимости от конкретных задач по отношению к воспитанникам своей группы надо подбирать и методику педагогического воздействия (в одних случаях – показ, в других – напоминание и т. п.);

- создавать благоприятную обстановку для формирования навыков личной гигиены (красивое душистое мыло, спокойный тон взрослого и т. п.);

- малышей приучают к самостоятельности, используют стремление ребенка все сделать самому;

- старшие дошкольники требуют контроля за качеством выполнения навыков: делать все обстоятельно, быстро, но аккуратно, без напоминания взрослых.

Требования к детям должны быть постоянны и едины у всех взрослых, воспитывающих детей (включая родителей).

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Планирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группеПланирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группе Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе. Утро, прием детей, встреча с родителями. Индивидуальные беседы с каждым.

Конспект занятия на закрепление режимных моментов в первой младшей группе «В гостях у куклы Кати»Конспект занятия на закрепление режимных моментов в первой младшей группе «В гостях у куклы Кати» Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: 1.

Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду»Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду» Прогулка – это один из важнейших режимных моментов в детском саду. В группе дети немного ограничены в движение. Только во время прогулки.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Использование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возрастаИспользование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Каждый воспитатель использует в своей работе с детьми стихотворный материал. Это очень помогает настроить детей на нужный.

Организация режимных моментов в детском саду во второй младшей группе Режимный момент, Время Приход детей в детский сад, самостоятельная деятельность, игры. (7.00-8.20) ЦЕЛЬ: Создать ребенку хорошее настроение.

План проведения режимных моментов на зимние каникулы (средняя группа) План проведения новогодних каникул в средней группе 25.12.2017 «Зимняя сказка» Задачи: создание эмоционально положительного настроения,.

Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) 1. Тема: «Наша группа и наши игрушки» Цель: Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Важность соблюдения режимных моментов в работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 18 октября 2023 в 11:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Важность соблюдения режимных моментов в работе с детьми с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем ulia suhoputova (УИ 3294062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД