Елена Денисова
Важность игры в социализации детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь.
Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.
Публикация «Важность игры в социализации детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Выделяют два основных этапа процесса социализации детей дошкольного возраста.
Ранний возраст
Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, о возможности взаимоотношений;
В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет возникает потребность в общении со сверстниками, закладываются первые навыки существования в коллективе.
Средний и старший дошкольный возраст
Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, усваивает понятия о социальных и гендерных ролях.
Решением этой задачи является
- ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих:
склонностью к конфликтам;
дерзкими выходками ;
конструктивными поступками;
помощью;
дружелюбием;
инициативностью
Показатели успешного социального развития дошкольника это умение и социально - личностные качества.
В среднем дошкольном возрасте возрастает активность ребенка в разных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной. Возникает самостоятельная игровая деятельность. Психологи называют игру ведущей деятельностью дошкольника. Ведущая деятельность – та, что ведет вперед, способствует развитию психических процессов, образованию новых качеств личности.
Игра выполняет свою важную роль в воспитании дошкольника, в его социально-личностном развитии. Это деятельность не обязательная, не связанная с достижением выгодных для дошкольника целей, доставляющая удовольствие.
Уровни взаимодействия детей в совместных играх :
основной предмет взаимодействия – сюжетно - образные игрушки
основной момент организации игрового взаимодействия - правила ролевого поведения
предмет игрового взаимодействия - согласованное построение сюжета игры
Причины возникновения конфликтов в игровой деятельности в средней группе чаще всего происходят из – за игрушек.
Условно все детские игры можно разделить на 3 большие группы:
1. Сюжетно-ролевые творческие игры.
2. Игры с правилами.
3. Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя :
- игры на бытовые темы;
- игры с производственной тематикой;
- строительные игры, игры с природным материалом;
- театрализованные игры;
- игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами относятся:
-дидактические игры :
-игры с предметами и игрушками;
-словесные дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-музыкально-дидактические
-подвижные игры :
Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли формируется у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия. Важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре. Так же необходимо вызвать речевую активность ребенка, учить вступать в диалог со сверстниками. Для обозначения игровой ситуации нужно помочь малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры, а так же сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.) Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.
Таким образом можно сделать вывод:
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включает детей в систему социальных отношений.