Оксана Лазовская
Важное значение развития мелкой моторики рук в процессе роста ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение развития мелкой моторики рук в процессе роста ребенка.
Как лучше подготовить детей к школе?- В настоящее время многие родители задаются этим вопросом. В основном обращают внимание на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обосновании детей на готовность к школе.
Публикация «Важное значение развития мелкой моторики рук в процессе роста ребенка» размещена в разделах
Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.
Ученые рассматривали проблему развития мелкой моторики. Рядом исследователей: М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, А. В. Антаковой-Фоминой доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на всестороннем развитии детей.
Исследования показали, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и физическое, и психическое, и речевое развитие находятся в пределах нормы.
На основе научных данных была определена прямая зависимость нервной деятельности ребенка от степени подвижности пальцев рук
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем : нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например писать и рисовать.).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Мелкая моторика развивается уже с новорождённости. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учиться ими управлять. Сначала он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
С какими трудностями сталкивается ребенок с плохо развитой мелкой моторикой?
Дети, чьи родители не уделяли внимание развитию мелкой моторики, сталкиваются с трудностями еще в дошкольном возрасте: с трудом используют ложку во время еды, не могут самостоятельно справиться со шнурками или пуговицами, с выговариванием букв и построением предложений, да и в целом неуклюжи. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопаток, застегивание, расстёгивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развитие общей моторики и речи.
В первом классе им с большим трудом дается письмо, буквы у таких детей «пляшут», «лезут» за строку, «падают» набок, может проявиться тремор рук; не проходят проблемы с артикуляцией.
Важно помнить, что исписывание прописей ребенком с плохим почерком только закрепит все ошибки. Чем больше времени будет уделяться его пальчикам, тем аккуратнее будет становиться его почерк.
Как правильно развивать мелкую моторику?
Формировать такой важный навык можно с самого раннего возраста. Для совсем маленьких подходит:
• Массаж ладошек
• Пальчиковая гимнастика
• Осязание предметов, различных по размеру, текстуре, форме
Ребятам постарше подходят более сложные упражнения в игровой форме:
• Игры с бусами, крупами, природными материалами
• Конструктор
• Паззлы, раскраски, аппликации
• Глина, пластилин, тесто
• Теневой театр
Для школьников возможны совсем серьезные вещи:
• Вязать крючком или спицами, макраме
• шитье
• Каллиграфия
• Рисунок, живопись и пр.
Если ребенок научится хорошо выполнять простые движения : брать и перекладывать мелкие предметы, перебирать их пальчиками, то его в жизни будет гораздо проще научить делать очень сложные вещи.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей :
• Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
• Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
• В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
• Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс — позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
• Нельзя заставлять. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить — прислушайтесь к его пожеланиям.
• Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
• Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
• Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
• Никакой критики!
• Контролируйте время — оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
• И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!