Ксения Клют
Вариативная часть. Организация кружковой работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был талантливый взрослый.
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением ФГОС к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Публикация «Вариативная часть, Организация кружковой работы в ДОУ» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Кружки (секции, студии) как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Положением о кружке (студии, секции,
- программой кружка (студии, секции,
- планом работы кружка (студии, секции) на год,
- списком детей (на каждую группу отдельно,
- расписанием занятий,
- материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.
В нашем детском саду выработана система кружковой работы. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 30 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.
Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:
– Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
– Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
– Добровольного участия на занятиях кружка;
– Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
– Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
– Игрового характера подачи любого материала;
– Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
В данный момент в нашем детском саду осуществляется работа 5 кружков. Руководителями кружков являются специалисты.
1. «Волшебный мир природного материала» - руководитель Емченко Е. А.
Цели и задачи кружковой работы.
1. Развитие творческих способностей детей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи:
• развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, возможность добиваться более совершенных результатов;
• учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;
• учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности детей;
• воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
2. «Веселый каблучок» - руководитель Емченко И. В.
Цель:
• развитие ребенка.
• формирование средствами музыки и ритмические движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
4. Развитие и тренировка психических процессов.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
3. «Оригами» - руководитель Апешева А. А.
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
4. «Музыкальная мозайка»- руководитель Клют К. Г.
Цель: занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.
Задачи:
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
развивать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
5. «Волшебная бусинка»- руководитель Емченко И. В.
Цель: Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам – День воспитателя, Новый год, 8 Марта и т. д.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Программы кружков написаны в соответствии с требованиями, представленными в методическом пособии, рекомендованном Министерством образования Российской Федерации. У руководителей кружков имеется :
-Перспективный план работы на текущий год.
-Список детей, утвержденный заведующим учреждения.
-Табель посещаемости воспитанников.
-Заявление от родителей.
-Дидактический материал.
-Результаты диагностики за время ведения кружка.
-План работы с родителями.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии физического и творческого потенциала. Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.
При организации деятельности кружков детский сад учитывает:
- интересы детей и родителей добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности детей;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Кружки не являются платными, проводятся в рабочее время руководителями кружков.
В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.
В кружковую деятельность мы привлекаем родителей. Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работают кружки, дети и взрослые находят все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовый, природный материал и др.
Среди родителей на начало года был проведё н опрос: «Какие кружки, хотел бы посещать ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду?»
Были получены следующие результаты: музыкально-танцевальные- 27%;
художественно-эстетические- 24,6%; спортивно-развивающие – 32%;
другое (творческое-16,4%)
Руководители кружков организуют деятельность в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 4 до 7 лет.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях, это может быть: музыкальный зал, комната творчества.
Одна из главных задач наших педагогов – создать условия для развития нормальных отношений с семьей, а это может быть достигнуто только при совместной деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в разных формах:
- Организованные занятия
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Индивидуальные занятия
- Выставки
- Концерты
- Развлечения, досуги
- Участие в конкурсах
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения
- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей/.
Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка в конце года на заседании итогового педагогического Совета. Контроль за деятельностью кружков осуществляет заведующий Учреждения.
Каждый руководитель кружка отслеживает результаты своих выпускников.
Совместное творчество детей с родителями развивает нравственные качества и сближает детей с родителями.