Елена Батлуцкая
Организация работы с детьми в Центре игровой поддержки ребенка в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Центр игровой поддержки ребенка (далее – ЦИПР) – это структурное подразделение государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
Цели работы ЦИПР – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи деятельности ЦИПР:
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющее обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада
Публикация «Организация работы с детьми в Центре игровой поддержки ребенка в ДОУ» размещена в разделах
• разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
• создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
• создание условий для гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраст
• активизация творческого потенциала личности ребенка
• гармонизация детско-родительских отношений;
• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям;
• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора
• обучение родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
Психолого-педагогическая деятельность специалистов ЦИПР направлена на всестороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 3 лет.
Дети с родителями находятся в детском саду один час. Образовательный процесс с детьми осуществляют:
• педагог-психолог;
• инструктор по ФИЗО
• музыкальный руководитель
• инструктор по плаванию
Малыши вместе с родителями посещают ЦИПР 2 раза в неделю. Еженедельные игровые сеансы направлены на познавательное, речевое, сенсорное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Второе посещение ЦИПРа в неделю - это игровые сеансы в бассейне вместе с мамой под руководством инструктора по плаванию.
В течение года в группе проводятся два праздника – «Мамин праздник», «Новый год» и «Выпускной», которые проходят в формате детских утренников, в них вовлечены и малыши, и родители.
Игровые сеансы в группах ЦИПР строятся по определенному алгоритму и состоят из нескольких частей, объединенных одной темой:
1. Развивающий игровой сеанс с педагогом-психологом (приветствие; знакомство с новым персонажем; взаимодействие с персонажем в игре; творческая продуктивная деятельность; игровая деятельность по инициативе ребенка)
2. Игровой сеанс с инструктором по ФИЗО в спортивном зале (подвижные игры, двигательная активность)
3. Игровой сеанс с музыкальным руководителем в музыкальном зале (музыкальные игры, танцы, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).
Для детей раннего возраста важно следовать алгоритму. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и снижает уровень его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.
Игровые сеансы направлены на:
• развитие мелкой и крупной моторики,
• развитие речи,
• сенсорное развитие,
• развитие умения конструировать,
• развитие тактильной чувствительности,
• развитие зрительного восприятия,
• развитие слухового восприятия,
• развитие умения соблюдать очередность в игре
• развитие интереса к изобразительной и продуктивной деятельности,
• художественно-эстетическое развитие
Примерное планирование игровых сеансов на учебный год:
1. «Давайте дружить!»
Знакомство с детьми, с помещениями детского сада, с игрушками в группе. Формирование положительного настроя на занятие, вызывать интерес к ровеснику, снятие психоэмоционального напряжения. Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального взаимодействия. Формирование мотивации общения, коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств.
2. «Осень золотая в гости к нам пришла»
Формирование представлений об окружающем мире, эмоционально-личностное развитие. Хороводы, сказки, игры и продуктивная деятельность на тему “Осень”.
3. «Зима деткам радость принесла»
Обучение эффективному социально-приемлемому взаимодействию детей и взрослых в предметной среде.
Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий.
Формирование представлений об окружающем мире, эмоционально - личностное развитие. Хороводы, сказки, игры и продуктивная деятельность на тему “Зима”, “Новый год”. Проведение первого новогоднего утренника для детей и родителей.
4. «Весна красная идет и песенку поет»
Обучение родителей совместным игровым способам взаимодействия, вовлечение детей в совместную деятельность.
Формирование представлений об окружающем мире, эмоционально - личностное развитие. Хороводы, сказки, игры и продуктивная деятельность на тему “Масленица”, “Весна”, «Лето жаркое уже близко». Проведение утренника «Мамин день» для детей и родителей
Проведение выпускного в группе ЦИПР.
Целью деятельности педагога в условиях ЦИПР является конструирование такого взаимодействия с ребенком и его родителями, которое бы способствовало формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
При организации воспитательной и образовательной деятельности с детьми раннего возраста в ЦИПР мы использовали следующие источники:
1. Роньжина А. С. "Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению". – М. : Книголюб, 2004.
2. Галанов А. С. "Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. " – М. : АРКТИ, 2006
3. Маханева М. Д., Рещикова С. В. "Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. " – М. : ТЦ Сфера, 2006
4. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. "День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста". – М. : ТЦ Сфера, 2007
5. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. "Учимся слушать и слышать". – СПб. : Паритет, 2004
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. "Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики)." – СПб. : Паритет, 2005
7. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. "Смотрим. Видим. Запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти)" – СПб: Паритет, 2004
8. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. "Творю. Строю. Мастерю (Развитие конструктивного праксиса)". – СПб. : Паритет, 2004
9. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. "Мне купили игрушку (Универсальные обучающие игрушки)". – СПб. : Паритет, 2004
10. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. "Начинаем говорить (Развитие речи)". – СПб. : Паритет, 2005