Маша КИМ
Варианты развития детского художественного творчества детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В современном мире проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Понятие, структуру и особенности проявления творческой деятельности рассматривают в своих работах философы, педагоги и психологи.
Что такое творчество – это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Эффективным средством формирования творческой личности, являются продуктивные виды деятельности.
Публикация «Варианты развития детского художественного творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Работа средствами нетрадиционных художественных техник, является такой продуктивной деятельностью.
Под использованием нетрадиционных художественных техник понимается использование различных по фактуре материалов и нетрадиционная передача выразительности образа, что способствует развитию детского изобразительного творчества, повышается интерес к этому виду продуктивной деятельности.
Овладение нетрадиционными техниками рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки. Экспериментируя с различными материалами, ребенок развивает художественное восприятие мира.
Можно определить черты творческой деятельности :
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета;
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
Творчество заложено внутри ребенка и раскрывается спонтанно под воздействием развития;
- творчество может развиваться при условии создания определенных условий;
- творчество развивается под воздействием обучения.
Таким образом, следует отметить особенности детского творчества : субъективность, эмоциональность и постепенный переход деятельности из ориентировочной в целенаправленную, исполнительскую и продуктивную. Эти особенности во многом и формируют методику руководства творческой деятельностью детей.
Рисование с помощью нетрадиционных художественных техник и материалов очень привлекательная для детей. Кроме этого знакомство с бумагой, картоном, кистью, свечой, шерстяными нитками, восковыми мелками и др. вызывает у ребенка желание узнать новый для них материал, изучить его в практической деятельности. Использование в работе нетрадиционных художественных техник является практической деятельностью познавательного характера.
При обучении детей работе с нетрадиционными художественными техниками авторами предлагалось использовать образец, варианты образцов, показ способов выполнения задания, объяснение педагога, предложение игровой мотивации. Но более эффективными на наш взгляд являются приемы, которые предполагают большую умственную и творческую активность детей, особенно в работе с нетрадиционными художественными техниками, которые предполагают часто изменение планирования порядка выполнения рисунка в зависимости от материала и выбранной техники.
При выборе наиболее эффективных методов и приемов обучения
мы исходили из основных этапов развития творческой деятельности :
- подготовительный, включающий знакомство со свойствами бумаги, красок, различных материалов (штамповки, восковая свеча, шерстяные ниточки, восковые карандаши, мятая бумага, овладение навыками и умениями работы с ними;
- упражнение детей в данной технике, в передачи выразительности того или иного образа;
- создание ребенком собственных оригинальных элементов при создании рисунка.
Работу с нетрадиционными художественными техниками - можно построить таким образом, чтобы рисунки участвовали в дальнейшей жизни учреждения, в виде выставок, оформлении спектаклей и утренников, сувениров для родителей.
Использование нетрадиционных художественных техник придаёт детским работам особую выразительность, индивидуальность.