Будрецкая Юлия
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений
у детей дошкольного возраста
на различных возрастных этапах
Игровые упражнения для решения образовательных задач
по формированию пространственных представлений
на различных возрастных этапах дошкольного детства
1 этап. Ориентировка на себе. (2-3 года)
Игровое упражнение №1
«Малыши идут гулять»
Дидактическая задача : формировать навыки ориентировки на себе.
Публикация «Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей» размещена в разделах
Игровая задача : расскажем, как мы оделись на прогулку.
Игровые действия : воспитатель спрашивает, дети отвечают и показывают.
- Где у нас панамка? (на голове)
- А где у нас голова? (наверху)
- Где у нас ушки? (слева и справа) - дети проговаривают вместе с воспитателем.
- Где у нас ботинки? (на ногах)
- А где наши ноги? (внизу)
- А где на кофточке пуговицы? (впереди)
2 этап. Ориентировка на других объектах. (3-4 года)
Игровое упражнение №2
«Мальвина»
Дидактическая задача : формировать навыки ориентировки на других объектах.
Игровая задача : показать на кукле и назвать, где находиться.
Игровые действия : воспитатель спрашивает, ребёнок отвечает и показывает.
- Где у Мальвины ручки? (слева, справа)
- Где у Мальвины туфельки? (внизу)
- Где у Мальвины синий бантик? (наверху, на голове.)
- Где пуговки на платье у Мальвины? (сзади)
- А где глазки у Мальвины? (спереди)
3 этап. Ориентировка от себя. (3-4 года)
Игровое упражнение №3
«Весёлая разминка»
Дидактическая задача : сформировать представления о пространственной ориентировки от себя (направление от себя).
Игровая задача : выполнять движения согласно тексту.
Игровые действия : дети выполняют действия одновременно с зеркальным показом воспитателя.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
4 этап. Ориентировка от другого объекта. Свое положение относительно других объектов. (4-5лет)
Игровое упражнение №4
«Где я встану»
Дидактическая задача : сформировать представления о пространственной ориентировки от себя (объект относительно себя).
Игровая задача : назвать расположение названного ребенка, встать на свое место (которое назовет воспитатель).
Игровые действия : ребёнок стоит на месте, не поворачивается. С трёх сторон (справа, слева и впереди) от ребёнка на небольшом расстоянии встают другие дети. Воспитатель спрашивает:
- Сережа, где стоит Маша? – Впереди
- А где стоит Валя? – Справа
- А где стоит Ваня? – Слева
- Сережа встань слева от Вани.
Игровое упражнение №5
Игра «Давай меняться»
Дидактическая задача : сформировать представления о пространственной ориентировки относительно других объектов.
Игровая задача : найти указанное место.
Игровые действия : дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в по заданным ориентирам
- Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина.
- Вася встань так, что бы с лева у тебя была валя, а справа Вова.
- Артем встань так, что бы впереди стоял Вова, а сзади стоял Петя.
Игровое упражнение №6
Игра «Давайте дружить»
Дидактическая задача : сформировать представления о пространственной ориентировки относительно других объектов.
Игровая задача : выполнять указания воспитателя.
Игровые действия : дети встают парами напротив друг друга.
Педагог даёт задания :
- Поздоровайтесь друг с другом правой рукой
- Погладьте друг друга по голове левой рукой
- Похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.
5 этап. Определение взаимного расположения объектов (4-7 лет)
Игровое упражнение №7
«Снеговик»
Дидактическая задача : формировать представления о взаимном расположении объектов (местоположение объекта относительно другого лица).
Игровая задача : Кто изображён (где стоит) на картинке.
Игровые действия :
- Кто на картинке с лева от Снеговика? (мальчик в зеленой куртке)
- Кто стоит справа от Снеговика? (мальчик в оранжевой куртке)
- Кто сзади?
Игровое упражнение №8
«Найди игрушку»
Дидактическая задача : формировать представления о взаимном расположении объектов (местоположение объекта относительно другого лица).
Игровая задача : Скажи что где находится.
Игровые действия :
- Какая игрушка стоит между лампой и корабликом,
- Что стоит между корабликом и чашкой?
- Что стоит под будильником, над вазой?
6 этап. Ориентировка на плоскости листа (4-7 лет)
Игровое упражнение №9
«Раскрась пирамидку»
Дидактическая задача : формировать представления об ориентировке на плоскости листа.
Игровая задача : раскрасить пирамидки по указаниям воспитателя.
Игровые действия : воспитатель дает указания
- Раскрась пирамидку, которая в коробке, красным цветом;
- Около коробки – зелёным;
- За коробкой – синим;
- Перед коробкой – жёлтым.
Игровое упражнение №10
«Помоги девочке добраться домой»
Дидактическая задача : формировать представления об ориентировке на плоскости листа.
Игровая задача : нарисовать путь, по которому пойдёт девочка.
Игровые действия : Ребёнок рисует по сторонам клеток путь девочки, опираясь на указания воспитателя.