Марина Чернышова
Консультация для родителей дошкольников «В школу с радостью: и родители, и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я скоро пойду в школу», - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители и, как правило, знают, как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации. Большинство родителей считают, что к моменту поступления в школу ребенок должен уметь читать, писать и считать. Однако, темпы развития у детей неодинаковые, и не все дошкольники могут овладеть перечисленными навыками к моменту поступления в школу.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „В школу с радостью: и родители, и дети“» размещена в разделах
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально - стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом. Но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменения режима, непривычное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра, создающая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.
Важно чтобы взрослый с первых дней сумел стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Родители могут создать позитивную установку в обучении, если будут учитываться следующие правила:
1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2. Обучение требует систематичности: каждый день по 10 – 15 минут дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеет. Каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
4. Не забывайте оценивать успехи, а в неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы еще лучше».
5. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с ребенком во время приготовления ужина или по дороге домой, в машине, автобусе.
6. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для вас. С плохим настроением, через силу не играйте с ребенком. Пользы это не принесет.
Игры, в которые можно поиграть с ребенком дома:
Последовательные картинки. Материалом для игры служат 3-4 картинки, связанные между собой единым сюжетом. Картинки должны быть разрезаны и перемешаны между собой. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и объясняет, что они связаны между собой и из них можно, составить целый рассказ. Ребенку необходимо сложить картинки по порядку и сочинить сказку по этим картинкам.
Эта игра помогает развить воображение, логическое мышление и речь ребенка.
Аналогии. Ребенку предлагают определить логическую связь между двумя понятиями (хлеб – пекарь; хлеб печёт пекарь) и подобрать к заданному слову (дом) такое слово, чтобы оно образовало аналогичное соотношение (дом строит строитель).
Эта игра помогает развить логическое мышление ребенка.
Огород – морковь Сад - …. (яблоня и т. д.)
Пальто – пуговица Ботинок - …. (шнурок)
Шляпа – голова Ботинок - … (нога)
Ваза – стол Ковер - …. (пол)
Зима – мороз Лето - (жара) и т. д.
Четвертый лишний. Предлагаются группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Эта игра помогает развить конвергентность мышления.
Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай. Грузовик лишнее слово, так как электричка, автобус, трамвай – пассажирский транспорт.
Слова. Ребенок по очереди со взрослым называет слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например, «арбуз – зонт – трава - …». Эта игра помогает развить фонематический слух.
Буквы на ладошках. Играют двое. Один участник закрывает глаза, протягивает свою ладошку партнеру по игре, который, проводя по ладошке своим пальцем записывает, на ней различные буквы, которые необходимо угадать. Эта игра помогает развить воображение, тактильные ощущения, память.
Психологическая поддержка во время подготовки к школьному обучению – очень важна и актуальна. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся факт готовности родителей к новому школьному этапу жизни их ребенка.
Главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания занятий вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», - отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и может быть не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или игру, а может быть опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.
Участие и интерес родителей положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности взрослый сможет ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Необходимо сдерживаться и не ругать школу и учителей в присутствии ребенка.
Сравнивайте ребенка только с самим собой. Любите ребенка таким, кокой он есть, и принимайте таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Взрослым необходимо быть последовательными в своих требования. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.
Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости, терпения.
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Вера родителей в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам и достижениям ребенка.
Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.
Родительская поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все трудности и препятствия на пути к знаниям.