Любовь Шкунова
В помощь воспитателю логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных образовательных учреждениях, имеющих логопедические группы существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя логопедических групп : совмещение программы коррекционного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями с основной общеобразовательной программой МДОУ; отсутствие требований к организации деятельности логопеда и воспитателей логопедических групп в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день; сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа; отсутствие четкого деления функций между логопедом и воспитателем логопедической группы; невозможность взаимопосещений деятельности логопеда и воспитателей.
Публикация «В помощь воспитателю логопедической группы» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте и появлению в массовых дошкольных учреждениях детей с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедической группы. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми имеющими речевые нарушения, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед в массовом детском саду должен «встроиться» в общеобразовательный процесс, а не идти с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Чтобы как-то систематизировать данный процесс, решили построить поэтапно данную работу.
Цель нашей работы: взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности.
Задачи.
Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ, включающая диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Построение содержания коррекционно-развивающей деятельности с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи.
Направления работы.
Общеобразовательные
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Обеспечение их интеллектуального и личностного развития.
Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.
Коррекционно – развивающие
Исправление речевых и сопутствующих ему речевых нарушений у детей
Взаимосвязь.
Семинары, индивидуальные беседы.
Совместное обследование.
Еженедельные логопедические пятиминутки по индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями.
Консультации.
Открытые занятия, взаимопосещение.
Совместные занятия, досуги, развлечения, праздники.
Формы работы
1) анализ результатов образовательной деятельности по коррекционной работе;
2) подготовка и обсуждение учебно-методических пособий и дидактических материалов по логопедии;
3) проведение открытых логопедических занятий и логопедических часов;
4) подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики проведения диагностики и коррекции речевых нарушений,
5) обсуждение и утверждение календарно-тематического плана;
6) обсуждение методики проведения отдельных видов занятий и содержания дидактических материалов к ним;
7) организация и внедрение новых технологий обучения;
8) разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе;
9) посещения занятий с целью обмена опытом и совершенствования методики проведения логопедических занятий.
10) совместные заседания в целях обмена опытом работы;
11) изучение опыта работы М/О других учебных заведений и обмен опытом этой работы;
12) разработка положений о проведении выставок, конкурсов т. д.
Диагностическая работа
Воспитатель
сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности;
историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания;
проводит диагностику общего развития.
Логопед
проводит комплексное логопедическое обследование детей, результаты которого отображает в «Экранах звукопроизношения»;
знакомит воспитателя с «Листами учета результатов обследования», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп : с нормальным речевым развитием; дефектами звукопроизношения и другими нарушениями речевого развития.
Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели и логопеды планируют деятельность с детьми исходя из основных коррекционных задач, работая совместно:
Логопед формирует первичные речевые навыки у детей.
Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя.
Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания детей.
Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности.
Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и повседневной жизни.
Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции логопеда :
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Устранение недостатков слоговой структуры слова.
Формирование послогового чтения.
Отработка новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи.
Предупреждение нарушений чтения и письма.
Развитие психических функций.
Функции воспитателя
Учет лексической темы при проведении занятий в группе в течении недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе режимных моментов.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
Закрепление навыков чтения и письма.
Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом (бездефектном) речевом материале.
Документация логопеда (после обследования).
Тетрадь №1 – речевая карта на каждого ребенка.
Тетрадь № 2 – связь работы логопеда и воспитателей.
Тетрадь № 3 – рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий.
Тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого ребенка.
Тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год.
Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.
После обследования проводится организационное родительское собрание, логопед обсуждает с воспитателем примерный перечень занятий на неделю.
Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.
Данная работа различна по организации, приемам, по продолжительности, требует различных знаний, умений и навыков.
Логопед - исправляет нарушения речи;
подготовительный этап: в зависимости от характера нарушения вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Этап появления звука: ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи, автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы. Воспитатель - под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
подготовительный этап: по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука: закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука – по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.
Коррекционная работа осуществляется в тесной связи всех работников детского сада и родителей. Каждому специалисту, работающему с детьми, имеющими речевые нарушения, важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно влечет за собой стойкие нарушения чтения и письма, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому, понимая важность и необходимость проведения коррекционно-воспитательной работы, наше дошкольное учреждение оказывает необходимую помощь каждому воспитаннику. В основном все выпускники нашего детского сада идут в массовые школы. Хорошая успеваемость в школе наших выпускников, является показателем качества нашей работы.