Екатерина Владимировна Деньщик
Роль загадки как средство воспитания и обучения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В помощь воспитателям
Роль загадки как средство воспитания и обучения дошкольника
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и обучения дошкольников. Даже при небольшом опыте можно, да и нужно, обращаться к малым формам – загадкам. Они хорошо «вписываются» в период активного познания окружающего мира. Именно в это время ребенок изучает, сопоставляет, замечает и угадывает сходства предметов, явлений, ищет и находит ответы на свои бесконечные вопросы. В этом возрасте фантазия направлена на реальные, такие знакомые предметы, наблюдаемые явления. Ведь в них много интересного и таинственного.
Темочки:
В загадках дети видят и воспринимают близкий и понятный, реальный мир, который помогает формированию различных представлений. О том, как научить детей отгадывать загадки писали в своих книгах Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду».
Дошкольники уже имеют достаточно обширные знания об окружающем, способны на основе нескольких признаков, указанных в загадке, представить себе в общих чертах предмет., если он им знаком. Старшие дошкольники пытаются отгадывать загадки, даже если не знаком предмет, ведь это возбуждает интерес еще больше! А сколько радости и удивления бывает, когда дети сами отгадали сложную загадку. Все это дает возможность использовать загадки для поддержания интереса к изучаемому предмету, для закрепления знаний о признаках предметов, их отличиях, о существующих в окружающем мире связях между явлениями, а также с целью привлечения внимания к предмету беседы, наблюдения.
Загадки используют большой жизненный опыт, знания вещей и явлений, их качеств и признаков. Одни загадки описывают характерные особенности животного или предмета: «Хвост - крючком, а нос – пятачком» (Поросенок); «Стоит копна посреди двора : спереди – вилы, сзади – метла». (Корова, «Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик» (Ножницы). Другие – рассказывают об особенностях изготовления или применения предмета: «Без рук, без топоренка построена избенка» (Гнездо); описывают назначение предмета, действие с ним: «Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает и другим не дает» (Пила).
У младших дошкольников еще небольшой опыт, а мышление конкретное и имеет образный характер, поэтому рекомендуется использовать загадки, в которых ярко описаны характерные признаки предмета (форма, цвет, размер, назначение, способ передвижения, издаваемые звуки). Для среднего и старшего дошкольного возраста доступны загадки с описанием способа изготовления, с отвлеченным сравнением.
В любом случае необходимо предварительно убедиться, что подобранная загадка соответствует возрасту, пониманию, объему знаний и представлений ребенка.
Для первых знакомств с загадкой и ее тайнами необходимо предварительно поиграть с игрушкой, о которой будет идти речь, заинтересовать особенностями, описание которых в ней будет.
Далее, можно спрятать игрушку/изображение в коробку или под салфетку, лист бумаги. Предложить детям угадать, кто спрятан.
Следующий этап: выставить несколько хорошо знакомых предметов, игрушек животных. Для каждого предмета подобраны описывающие загадки. Это дает возможность детям понять правила игры, включать воображение, развить слуховую память. Этот путь отгадывания несложен для малыша, так как перед его глазами находятся загадываемые предметы. Также он полезен тем, что загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают мыслить, поэтизируют окружающий мир, показывают такие стороны явлений, которые часто остаются незамеченными.
Загадки привлекают и радуют поэтическими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
Этот жанр фольклора поможет научить детей чувствовать красоту окружающего мира, видеть прекрасное в привычном, т. к. в загадках часто идет замена привычных названий на поэтические, неодушевленных предметов – одушевленными: «Сидит девица в темнице, а коса – на улице» (Морковь, «Белая морковка на крыше повисла» (Сосулька).
На основе загадок проводятся наблюдения за природой, осознания обычных явлений в поэтические образы: березки – стоят девчонки в белых рубашонках, в зеленых платочках, а озеро – посреди поляны лежит зеркало, стекло голубое, а рама зеленая, туча – летит орлица по синему небу, солнышко закрывает. Детей удивляет и увлекает яркость и образность родного языка.
Прекрасным приемом дидактического воздействия на детский ум является предметность и конкретность загадки, направленность на детали. Поэтому начинать занятие можно с загадки. Дети отгадывают то, что будут рисовать, лепить, о чем будут говорить. «Зубастая метелка мне разгладит челку» (Расческа, щетка, «Стоит Антошка на одной ножке».
Загадки вносят оживление в занятия, заставляют по-новому взглянуть на предмет, увидеть необычное, интересное в давно известном.
Заканчивать занятие логически можно эмоционально, с помощью загадок по необходимой обобщенной теме (игра «Загадки на грядке», «Загадки кота Матроскина»)
Этот прием помогает уточнять представления детей о характерных свойствах (цвет, вкус, форма, других особенностях групп предметов).
Загадки активизируют впечатления дошкольников, заставляют думать, сравнивать, проводить параллели, заостряют внимание на предметах, явлениях. Например, можно с детьми отгадать загадку о еже, белке, кошке, а затем показать «живую отгадку», дать возможность рассмотреть, понаблюдать за ними. Так смысл загадки становится предельно ясным и появляется желание узнать больше.
Загадки воспитывают у детей способность понимать красоту природы. Очень пригодятся загадки при проведении наблюдений, опытов в природе, например, при знакомстве со свойствами снега, льда.
Отгадывание загадок вызывает много радости. Особенно любят игры-загадки типа «Доскажи словечко» : «Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это (лягушка)» или «Загадки-обманки», в которых слова, подобранные в рифму не соответствуют реальному смыслу: «Все ребята точно знают, кошки очень громко (не лают, а мяукают)»
Интересен опыт самостоятельного составления детьми среднего и старшего возраста загадок. При этом надо только руководить ребенком в выделении существенных признаком, характеризующих задуманный предмет, явление, и обозначении их словом. Важно научить подбирать характерные сравнения. Для этого проводятся игры «Отгадай, что задумали», «Узнай по описанию». При необходимости, воспитатель дает наводящие вопросы. Таким образом дети учатся описывать предметы, овладевают навыками рассказывания.
Отгадывание загадок приучает дошкольников к рассуждению, четкой логике и доказательству, учит анализировать услышанное, обобщать, формирует умение делать выводы самостоятельно.
Загадки необходимы в воспитательной и в образовательной работе с детьми. Нужно подойти с пониманием к этому фольклорному жанру, уметь видеть всю глубину и эстетическую привлекательность.
Пользуйтесь народной мудростью, помогайте ребенку развиваться!