Марина Акимова
В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа
▼ Скачать + Заказать документы
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
Игры способствующие развитию фонематического восприятия и
навыков звукового анализа
Современная школа требует от детей поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.
Публикация «В помощь родителям, Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Правильная и эффективная подготовка к обучению грамоте реализуется на уровне звукового анализа слов.
Звуковой анализ - это сложный процесс. Он включает в себя определение порядка звуков в слове (звук в слове может быть в начале, в середине, в конце, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий, подбор слов на заданный звук.
Для овладения звуковым анализом необходима сформированность фонематического восприятия у детей, т. е. способности воспринимать и различать звуки.
В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звук речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие. В результате дети приобретают широкую ориентировку в звуковом строе речи, которая необходима для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.
Рекомендуемые игры способствуют развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Учимся слушать звуки
1. Игра «Угадай по звуку».
Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. ( Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками мять бумагу, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.).
2. Игра «Угадай машину?».
Угадай по звуку какая машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
3. Игра «Услышать шепот».
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
4. Игра «Игра в команде».
Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое - либо движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.
5. Игра «Морзянка».
Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори (с каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).
6. Игра «Приятно слушать этот звук?».
Детям предлагаем послушать различные звуки. Приятные звуки или нет : музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.
7. Игра «Волшебный сундучок».
Послушай и угадай, что в коробке? ( может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный шарик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)
Определение первого звука в слове
1. Игра «Потерялся звук».
Я буду произносить слова с пропавшим звуком, а ты полностью произнеси слово «. рбуз (арбуз,. птека (аптека,. втобус (автобус) и т. д.».
2. Игра «Зоопарк».
Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек угадай слово:
Мышь, ослик, лев (моль).
Собака, обруч, козлик (сок).
Кот, обруч, собака, тигр (кость).
3. Игра «Что сказали звери».
Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:
«Что сказала корова?» - мышь, утка (му).
«Что сказала кукушка?» - кот, утка (ку).
«Что сказала курочка?» - корова, ослик (ко).
Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.
4. Игра «Читаем по картинкам».
На листе нарисованы или наклеены 3 - 4 картинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово:
Свеча - озеро - лиса (соль).
Грибы - удочка - сетка (гусь).
Мышь - артист - крокодил (мак).
5. Игра «Отгадай имя».
а) Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух) :
Волк - абрикос - сирень - ананас.
Торт – облако - лиса - аист.
б) Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах (на слух) :
Обруч - лимон - аист.
Арбуз – незабудка - актер.
Определение конечного звука в слове
1. Игра «Пропал последний звук».
Произнеси слово полностью, так, чтобы был слышен последний звук :
Шоколадк. (шоколадки); булавк., веревк., лошадк.
2. Игра «Горлышко болит».
а) Произнеси первый звук только губами, без звука, а остальные звуки вслух.
б) Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.
Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон.
3. Игра «Цепочка».
Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжайте игру.
Определение звука в слове
1. Игра «Начни слово».
Начни слово со звука [л], [ль]. Слова:. ось,. ипа,. уна,. ебедь,. адонь,. ук,. ошадь,. оскут,. ето,. асточка,. андыш.
2. Игра «Живое - неживое»
Назови по три «живых» и «неживых» слова, которые начинаются со звуков [л], [ль].
3. Игра «Выбери игрушку».
Выбери из игрушек те, в названии которых есть звук [ш]. Слова: мышь, кошка, лягушка, козлик, лось, суслик, заяц, лошадь, лев.
4. Игра «Закончи слово».
Закончи слово, добавляя звук [м] : со., гно., паро., ко., шу., кре., гро., хра., ды., до., Кры., ато., изю.