Папки-передвижки

В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа

Марина Акимова
В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа
▼ Скачать + Заказать документы

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Игры способствующие развитию фонематического восприятия и

навыков звукового анализа

Современная школа требует от детей поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Публикация «В помощь родителям, Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа» размещена в разделах

Правильная и эффективная подготовка к обучению грамоте реализуется на уровне звукового анализа слов.

Звуковой анализ - это сложный процесс. Он включает в себя определение порядка звуков в слове (звук в слове может быть в начале, в середине, в конце, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий, подбор слов на заданный звук.

Для овладения звуковым анализом необходима сформированность фонематического восприятия у детей, т. е. способности воспринимать и различать звуки.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звук речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие. В результате дети приобретают широкую ориентировку в звуковом строе речи, которая необходима для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Рекомендуемые игры способствуют развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Учимся слушать звуки

1. Игра «Угадай по звуку».

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. ( Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками мять бумагу, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.).

2. Игра «Угадай машину?».

Угадай по звуку какая машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

3. Игра «Услышать шепот».

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

4. Игра «Игра в команде».

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое - либо движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

5. Игра «Морзянка».

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори (с каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

6. Игра «Приятно слушать этот звук.

Детям предлагаем послушать различные звуки. Приятные звуки или нет : музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

7. Игра «Волшебный сундучок».

Послушай и угадай, что в коробке? ( может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный шарик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

Определение первого звука в слове

1. Игра «Потерялся звук».

Я буду произносить слова с пропавшим звуком, а ты полностью произнеси слово «. рбуз (арбуз,. птека (аптека,. втобус (автобус) и т. д.».

2. Игра «Зоопарк».

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек угадай слово:

Мышь, ослик, лев (моль).

Собака, обруч, козлик (сок).

Кот, обруч, собака, тигр (кость).

3. Игра «Что сказали звери».

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:

«Что сказала корова?» - мышь, утка (му).

«Что сказала кукушка?» - кот, утка (ку).

«Что сказала курочка?» - корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.

4. Игра «Читаем по картинкам».

На листе нарисованы или наклеены 3 - 4 картинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово:

Свеча - озеро - лиса (соль).

Грибы - удочка - сетка (гусь).

Мышь - артист - крокодил (мак).

5. Игра «Отгадай имя».

а) Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух) :

Волк - абрикос - сирень - ананас.

Торт – облако - лиса - аист.

б) Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах (на слух) :

Обруч - лимон - аист.

Арбуз – незабудка - актер.

Определение конечного звука в слове

1. Игра «Пропал последний звук».

Произнеси слово полностью, так, чтобы был слышен последний звук :

Шоколадк. (шоколадки); булавк., веревк., лошадк.

2. Игра «Горлышко болит».

а) Произнеси первый звук только губами, без звука, а остальные звуки вслух.

б) Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.

Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон.

3. Игра «Цепочка».

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжайте игру.

Определение звука в слове

1. Игра «Начни слово».

Начни слово со звука [л], [ль]. Слова:. ось,. ипа,. уна,. ебедь,. адонь,. ук,. ошадь,. оскут,. ето,. асточка,. андыш.

2. Игра «Живое - неживое»

Назови по три «живых» и «неживых» слова, которые начинаются со звуков [л], [ль].

3. Игра «Выбери игрушку».

Выбери из игрушек те, в названии которых есть звук [ш]. Слова: мышь, кошка, лягушка, козлик, лось, суслик, заяц, лошадь, лев.

4. Игра «Закончи слово».

Закончи слово, добавляя звук [м] : со., гно., паро., ко., шу., кре., гро., хра., ды., до., Кры., ато., изю.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи Одной из важнейших задач при подготовке к школе является формирование у детей звукового анализа и синтеза, т. к. его несформированность влечет.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольное детство – период,.

Разработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализаРазработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа Упражнение 1. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Педагог предлагает.

Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет .

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ Цель: Закрепить навыки различения звуков р, р'~ л, л ' в слогах, словах и фразах; Задачи: Учить различать и называть.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации свистящих и шипящих посредством игр Воскобовича "Малыш Гео в цирке" Цель: развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 20:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа» (включая файлы) размещена пользователем Марина Акимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД