Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах дети создают мультфильмы
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты столичных особых семейных центров создают для детей комфортную развивающую среду и условия для социализации. Театральная деятельность заряжает юных москвичей положительными эмоциями и оптимизмом, а также развивает воображение и речь у ребят. Подробнее о создании мультипликационных спектаклей рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Марина Дегтярева.
Публикация «В особых семейных центрах дети создают мультфильмы» размещена в разделах
На занятиях проекта «Клеить, лепить – сказку творить» дети и педагоги в течение года создают мультфильмы. Творческий процесс проходит поэтапно: знакомство с различными видами мультипликации, выбор произведения для постановки, беседы о сюжете, персонажах и их поступках, создание героев и декораций, подбор музыкального сопровождения и сама запись.
Идея по созданию мультфильмов принадлежит воспитателю особого семейного центра «Роза ветров» Ларисе Ермаковой, воплощают идею в жизнь творческая группа педагогов «Солнечные зайчики».
«Раньше делали акцент на развитии мелкой и крупной моторики, действиях с предметами, лепке из пластилина, так как ребята были маленькими. Дети подросли, у них появились другие интересы. Мы решили сменить вектор работы, взяв для создания мультфильма за основу русскую народную сказку "Колобок". На занятиях стали предлагать и технику аппликации», – рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Марина Дегтярева.
В мае в центре прошла премьера мультфильма «Теремок», уже третья постановка творческого коллектива после «Колобка» и «Репки». Подготовка к финальному событию у юных мультипликаторов шла поэтапно в течение всего учебного года. В этом процессе охвачены сразу несколько направлений развития у детей: познавательное, речевое и художественно-эстетическое.
2243370-11
Познавательное развитие происходит в ходе знакомства детей с животным и растительным миром. На одном из занятий ребята знакомились с Лисичкой, узнали о ее внешних характеристиках и повадках, образе жизни, в какой среде она обитает, чем питается. Упражнения «Собери картинку», паззлы, лото, кубики с рисунками на гранях – эти и другие задания предлагают специалисты для закрепления полученных знаний.
2243370-11
Речевое развитие осуществляется через прослушивание песен и стихотворений, отгадывание загадок. Элементы занятия доступны не всем детям, поэтому специалисты используют альтернативную и дополнительную коммуникацию – пиктограммы, специальные карточки или жесты языковой программы Макатон.
С героями сказки дети знакомятся в разных формах занятий – просмотр мультфильма, подвижные игры, настольный театр, тематические выставки, примерки костюмов. Так ребята изучают и окружающий мир персонажей – будущие декорации. Дерево, кустик, цветы, пень – эти объекты природы нужно внимательно рассмотреть, прежде чем изготавливать их из пластилина или с помощью аппликации.
В подготовке участвует каждый ребёнок, выполняя действия с учётом своих возможностей. Более самостоятельные ребята могут сделать фигурку сами, с помощью словесных инструкций взрослых. Для тех, кому трудно выполнить все действия самому, специалисты делят задачи: один разминает пластилин в руках, согревая его, другой крутит жгутик, а третий катает шарик.
В проекте участвуют и маломобильные дети, которые не встают с коляски. Они тоже вносят свой вклад в общее дело, выполняя простые действия с материалами.
12-летняя Катя любознательный «солнечный» ребенок. Она не разговаривает, но очень любит игры с другими детьми, ей нравится внимание. Занятия по проекту «Клеить, лепить – сказку творить» дают девочке возможность проявить себя в творчестве, а также получить порцию общения со сверстниками, которое проявляется в совместной деятельности, взаимопомощи и создании общего «продукта».
Кате всегда интересно узнать что-то новое, попробовать силы в предлагаемых упражнениях, заданиях. Если раньше у девочки не всегда получалось завершить начатое изделие из-за сложностей с координацией движений, то сейчас Катя может сделать необходимую поделку самостоятельно. Лишь выполняя сложные элементы, может попросить помощи у педагога.
Недавно на премьере мультфильма «Теремок» Катя пришла в восторг от того, что увидела на экране персонажа, которого сделала своими руками. Это мотивирует девочку на еще большие творческие успехи.
2243370-11
8-летний Миша отличался гиперактивным поведением, отсутствием сосредоточенности и концентрации.
«Сын не мог усидеть на месте, гулял по классу во время занятий. Бросался пластилином или решал попробовать его на вкус. Тогда рядом с ним садился специалист, чтобы увлечь. Но сначала получалось только с помощью метода "рука в руке", по-другому Миша постоянно отвлекался», – вспоминает первые занятия Елена, мама мальчика.
Миша со временем стал понимать предназначение материала. Сейчас ему под силу самостоятельно изготовить простые фигуры. Например, жгутики он научился раскатывать как между ладоней, так и с помощью поверхности стола. Спустя несколько занятий появился интерес к тому, как из нескольких шариков, колбасок и трубочек, которые он сделал сам, появляется герой сказки – Зайчик.
Положительные изменения в поведении детей, их прогресс в творчестве влияют на состояние как самих ребят, так и их мам, и пап. И взрослый, и ребенок становятся увереннее в себе. На таких занятиях родители лучше узнают сыновей и дочерей, находят новые пути для укрепления связи. А тепло и взаимопонимание в семье – это самое главное.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.