ольга Шматкова
Конспект занятия «В мире удивительной хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим. Повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве. Активизация в речи слов: народные промыслы, мастера – умельцы, хохломская роспись, «золотая» хохлома, элементы росписи, «криуль», «осочки».
Изодеятельность. Совершенствование знаний детей о разнообразии народных промыслов. Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Развитие умения видеть красоту растительно – травного орнамента, сказочность золотого фона. Рисование лёгкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом и ягодками.
Публикация «Конспект занятия „В мире удивительной хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Оформление тематической выставки «Этот волшебный завиток».
Материал. Выставка предметов мастеров хохломского промысла, изобразительные материалы (по количеству детей, образцы элементов хохломской росписи (криуль – завитки: травка – осочки, капельки, травинки).
Ход занятия.
Воспитатель. «Красна птица перьем, а человек уменьем». Про что так говорят?
(Дети отвечают).
Воспитатель. Какие вы знаете пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?
Первый ребёнок. Хорошая работа два века живёт.
Второй ребёнок. Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же - каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Обратить внимание детей на расписные предметы, предложить выбрать самый красивый и рассказать о нём (почему понравился именно этот предмет)
Воспитатель.
Все эти предметы украшены хохломской росписью. Люди всегда стремились вносить красоту в жизнь, поэтому хохломские художники украшали деревянную посуду.
Воспитатель.
А как же началось это удивительное хохломское художество?
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно же сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую». Стали хохлому называть во всём мире «золотой».
Руководитель изостудии
Давайте представим, что ваша группа ненадолго превратилась в «светёлку – рукодельницу», а мы с вами стали мастерами – умельцами. Сейчас мы попробуем расписывать хохломским узором полоски бумаги, а затем сделаем из них стаканчики.
Обратите внимание на цветовую гамму, которая используется в хохломе. Праздничный и торжественный колорит осени достигается сочетанием золотого (жёлтого, красного и чёрного цветов. Мы украсим наши стаканчики травным орнаментом.
(Показ приёмов и способов изображения)
Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз, т. е. элементы чередуются ритмично. Его ведущая линия имеет плавное течение. Затем узор усложняется добавлением красных и чёрных «кустиков». Можно украсить стебель ягодками (смородина, рябинка). Ягодки хохломские мастера рисовали печаткой – тычком (тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку).
Руководитель изостудии (анализ занятия)
Все рисунки выкладываются на общий стол.
Посмотрите, какая красота у нас получилась! Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?
Где живут хохломские мастера? (за Волгой - рекой).
Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду)
Из чего делают эту посуду? (из дерева)
Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи (изгибающаяся веточка – «криуль», он состоит из «завитков»; «травка»; «ягодки»)
Какие цвета сочетаются в Хохломе? (золотой (жёлтый, красный, чёрный)
С помощью чего расписывают художники посуду? (с помощью кисти и печатки - тычка)
Скоро наши расписные полоски просохнут, и из них можно будет сделать стаканчики. А где и для чего их можно использовать? (для украшения в уголке творчества, для игры, можно подарить кому-нибудь)
Воспитатель
Хохломская роспись, алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шёлковые всплески,
Солнечно – медовой золотой листвы!
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.