Ольга Евсеева
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «В королевстве Волшебницы Воды»
▼ Скачать + Заказать документы
В королевстве Волшебницы Воды
Детский сад Петровской средней общеобразовательной школы - филиала
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Троицкая средняя общеобразовательная школа №2»
Алтайский край, Троицкий район
В королевстве Волшебницы Воды
Методическая разработка
по окружающему миру
Воспитатель: Евсеева О. В.
первая квалификационная категория
С. Петровка 2022
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „В королевстве Волшебницы Воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Конспект занятия в старшей группе
Цель:
Дать представление детям о значении воды в нашей жизни.
Задачи:
1. Дать представление детям о воде, в каком виде существует она в окружающей среде.
2. Познакомить детей со свойствами воды (вода в жидком, в твёрдом и в газообразном состоянии).
3. Учить детей называть и различать свойства воды.
4. Формировать у детей бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Использование игр о воде.
4. Проведение выставки рисунков о воде.
Ход занятия:
Организационный момент «Приветствие»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперёд)
Чтобы узнать, чему посвящается наше занятие вам надо отгадать загадку:
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в ручейке бежит – журчит
Ребята, как вы думаете, что это? (Вода)
Ответы детей (вода)
– Действительно мы будем говорить о воде, о волшебнице- воде
А я предлагаю вам отгадать ещё одну загадку
На столе передо мной
Закружился шар земной
Океан, экватор, полюс
Уместил всю Землю ….(глобус)
-Ребята, что такое «глобус»? (Модель Земли) Как называется наша планета? (Земля)
Какого цвета на глобусе больше?
Ответы детей (Синего)
Воспитатель: Что принято обозначать на глобусе синим цветом?
Ответы детей (синий цвет это вода, все моря и океаны нашей планеты)
Воспитатель: Правильно, воды на нашей планете очень много, она занимает 70 % площади Земного шара.
Ребята а вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
- Давайте вспомним, кому нужна вода?
Дети (Людям, животным, растениям)
Воспитатель: Где люди используют воду?
Дети (поливают, стирают, умываются)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
(Раскрашиваем круговорот)
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в мини-лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду (ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
1 Опыт-Итак, перед вами в стаканах вода из реки Петровка. Через стенки стаканов видно, что вода грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем ватный диск. Уложим вату в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например активированный уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной.
2 Опыт-Капнем немного масла в воду и посмотрим, что будет?
Растворилось масло в воде или нет?
(нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды)
Можно ли пить такую воду и почему?
(нет, она пахнет маслом).
Да, действительно, такая вода не пригодна для питья.
А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Её нужно очистить от масла).
Это можно сделать с помощью фильтра. Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я очень осторожно буду лить масляную воду в стаканчик с фильтром. Аккуратно убираю фильтр, посмотрите на воду. Какая она стала? (чистой) Куда же делось масло? (осталось на фильтре). Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.
А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в умывальнике были закрыты краны, не капала зря вода.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (Дети читают стихи) :
1. Выключай скорее кран.
Чтоб не вытек океан!
Воду береги,
Чтоб живое всё спасти!
2. Водоёмы сохрани,
И животных сбереги!
3. Чтоб сберечь запас воды,
Кран закрой покрепче ты!
4. Если выполнишь советы эти,
Будешь долго жить на свете!
(ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны (дети читают стихи) :
1. Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться.
2. Не умыться не напиться без воды!
Листику не распуститься без воды!
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
3. И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).
Итог:
-Ребята, мы сегодня с вами совершили путешествие. Скажите, ребята, вам понравилось путешествовать? Сейчас мы об этом узнаем. Я приготовила вам капельки воды - весёлые и грустные. Я предлагаю вам выбрать ту капельку, которая скажет о вашем настроении. Посмотрим, сколько у нас весёлых капелек? Грустных? Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что вам понравилось? Что нового узнали?
Значит, наше путешествие вам понравилось. Давайте скажем друг другу спасибо! До новых встреч!
Список используемой литературы:
1. Дитрих А. Юрмин Г. Почемучка. -М, Педагогика, 1987 г.
2. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. -М: Линка-Пресс, 1997 г.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд. -М. :АРКТИ, 2005
4. Барабашникова Е., Авилова Е., Красильникова С. Как рождается дождь. -Обруч. 2007 г.