Ирина Бельтюкова
В Королевстве кривых зеркал. Зеркальное письмо: причины, рекомендации и упражнения по коррекции зеркального письма у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Зеркальное письмо также называют «почерком Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении : справа налево, а все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов. Если такой текст подставить к зеркалу, он будет выглядеть как обычный. Леонардо да Винчи часто использовал способ зеркального письма и довёл его до полного автоматизма.
Публикация «В Королевстве кривых зеркал, Зеркальное письмо: причины, рекомендации и упражнения по коррекции зеркального письма у детей» размещена в разделах
И в настоящее время такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей в дошкольном возрасте часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении.
Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.
До школы неправильное написание цифр и букв допустимо. Зачастую подобное явление носит временный характер и не нуждается в длительной коррекции. Важно понять причины.
Причины зеркального письма :
1. Специфические ошибки, свойственные зеркальному письму, отмечаются у детей, родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Эти дети первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры.
2. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений: у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.
3. Раннее обучение навыкам письма (в 3–4 года). В раннем возрасте дети воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности до 5-6 лет, ведь отделы мозга, отвечающие за освоение письма, окончательно созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.
4. Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром. В таких случаях только врач-невролог может выявить причины и сделать необходимые назначения.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
• Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире букв и цифр и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.
• Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить, где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.
• На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов. На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево». Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается. Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.
• Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными знаками. Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие, приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие, прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз). Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты, выстраивать их из кубиков, лепить из пластилина и слоеного теста, конструировать из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.
• Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Можно выделить три группы букв:
Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра) : сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу. Пусть ребёнок сам расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево).
• Эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать). Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.
• ! Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью. Перед глазами у вашего ребенка должен быть только один) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.
• Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально).
• Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день. Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц.
В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит в 7–8 лет, нарушение приобретает устойчивый характер. Заметив отклонения в дошкольном возрасте, приступайте к коррекционным занятиям. Не стоит оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.