Юлия Королятина
Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Цели:
1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух».
2. Дать дальнейшие рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да, трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).
Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Если гуление процесс врожденный – глухие дети тоже гулят, то лепет быстро затухает без четкого и ясного образца звуков – того образца, что дает взрослый своим ответным общением, побуждением к беседе.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.
Фонематический слух нужно развивать уже в раннем детстве
Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц).
Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.
Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов. СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детяму картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детейа - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.
Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.
Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.
Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество.
Игра «Отгадай слово»
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак и т. д.).
Уделяя внимание, развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Список используемой литературы:
1. А. И. Максаков. «Правильно ли говорит ваш ребёнок?». Москва: Просвещение,1988г. КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА 2-е издание, исправленное.
2. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. «Учите, играя». Москва: Просвещение, 1983г.
3. Г. А. Тумакова. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.
4. Г. С. Швайко. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Москва: Просвещение, 1983г.
5. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М. : Просвещение, 1979.
6. Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). - М. : Просвещение, 1996.
7. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». – М. : «Акалис», 1995г.
8. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989.