Анастасия Соловьева
«В гостях у Музыки». Музыкальное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ и РТВ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у Музыки»(музыкальное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ и РТВ)
Цель: учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пения, игры на детских ударных музыкальных инструментах. Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
Учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения;
Публикация «„В гостях у Музыки“, Музыкальное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ и РТВ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Учить петь выразительно, передавая характер песни.
Учить воспроизводить равномерный ритм произведения на детских ударных музыкальных инструментах.
Учить слажено играть в оркестре.
2. Развивающие:
развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера;
Закреплять навыки игры на детских ударных музыкальных инстру-ментах.
3. Воспитательные:
поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи определенного образа.
Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование: Набор детских ударных музыкальных инструментов (ложки, маракасы, трещотка, бубен, треугольник, металлофон).Картины с изображением пейзажей.
Ход занятия.
I Вход. «Марш».
Пр. сод. : Настроить детей на музыкальное занятие.
Под бодрую и веселую мелодию марша дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Занятие сегодня будет не совсем обычное. Я предлагаю сегодня нам всем отправиться в гости к королеве Музыке. Ну что, отправляемся?
Дети:
Да.
II Ритмика.
Пр. сод. : закрепить различные виды ходьбы, бега, прыжков. Передать движе-ниями общий характер музыки и ее динамические изменения. Воспроизвести движениями образы различных героев.
III Слушание.
Пр. сод. : учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, высказываться о музыке, используя разнообразные определения; развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.
Музыкальный руководитель :
Ну, вот мы и на месте. Давайте сядем на стульчики и послушаем музыку. Ребята, вы что-нибудь слышите?
Дети:
Нет.
Музыкальный руководитель :
И я не слышу. Куда же подевалась музыка? Что-то тут не так…
В зал заходит Баба-Яга.
Музыкальный руководитель :
Ой, ребята, да это же Баба-Яга. Так вот кто тут проказничает.
Баба-Яга:
Музыка, музыка. Только про нее все и говорят, а про меня – одинокую старушку, все забыли. Ко мне вы в гости не хотите, а к Музыке – пожалуйста. А нет больше вашей музыки. Я ее заколдовала. Теперь вы ее не услышите.
Музыкальный руководитель :
Да что ты такое говоришь, Баба-Яга? Как можно не слышать музыку? Она во всем – в шуме ветра, в пении птиц, в шелесте листвы. Как можно ее не услышать?
Баба-Яга:
Да? Вот посмотрим. Получайте вашу Музыку. Только теперь я ее превратила в картины. Слушайте на здоровье.
Баба-Яга их мешка достает три картины с изображением пейзажей.
Музыкальный руководитель :
Ребята, давайте сейчас внимательно-внимательно рассмотрим картины и подумаем, какая музыка заколдована в каждой из них.
Дети рассматривают картину и рассказывают о предполагаемой музыке.
Музыкальный руководитель :
А теперь давайте закроем глаза и послушаем каждую картину.
Звучит фонограмма. Дети должны угадать какая музыка соответствует той или иной картине.
Музыкальный руководитель :
Вот видишь, Баба-Яга, даже в картине можно услышать музыку. Музыка везде. Она есть у птиц, у цветов, у ветра. Она есть у каждого из нас. Музыка может рассказать о человеке или о сказочном герое. Передать его характер, настроение. Вот я знаю одно произведение, которое написал П. И. Чайковский «Баба-Яга».
Баба-Яга:
Ой, правда. Это что про меня что-ли?
Музыкальный руководитель :
Да, Баба-Яга, про тебя. И в этом произведении очень ярко композитор передал твой характер. В музыке он такой же яркий как в картинах.
Баба-Яга:
Ну, с картинами мне понятно, а вот с настроением? Как Музыка может передать характер?
Музыкальный руководитель :
Это тоже не сложно. Ребята, сейчас я вас познакомлю со своими друзьями. Это два замечательных утенка. Послушайте их историю.
Веселый утенок по лужам шагал,
Веселую песенку так напевал:
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»
А грустный утенок по лужам шагал,
И грустную песенку так непевал:
«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Вот такие замечательные утята. Что вы о них узнали?
Дети:
Один веселый, другой грустный.
Музыкальный руководитель :
Правильно. А теперь посмотрим как про них рассказывает Музыка. Сейчас мы споем с вами. А для начала нам нужно подготовить наше горлышко к пению
IV Распевка.
Пр. сод. : Подготовить певческий аппарат ребенка к пению.
V Пение. «Песенка про двух утят». Муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой
Пр. сод. : Познакомить детей с новой песней. Провести беседу по ее содержа-нию. Учить петь выразительно, передавая характер героев песни.
Музыкальный руководитель :
Послушайте, какая мелодия у этой песенки. Первую часть про веселого утенка мы будем петь бодро, звонко. А вторую – протяжно, мелодично. Давайте попробуем.
Дети исполняют песню.
Музыкальный руководитель :
Молодцы! Видите, как ярко Музыка передала характеры наших утят.
VI Оркестр. «Курочка Ряба».
Пр. сод. : закреплять навыки игры на детских ударных музыкальных инструмен-тах, учить воспроизводить равномерный ритм произведения, учить слажено играть в оркестре.
Музыкальный руководитель :
Ребята, мы с вами уже знаем, что с помощью музыки можно не только нарисовать картину, но и передать характер героя. А это значит, что можно и сказку рассказать. Сегодня я хочу показать вам музыкальную сказку.
Баба-Яга:
Сказку? А где же вы возьмете героев?
Музыкальный руководитель :
А героями будут у нас музыкальные инструменты.
Баба-Яга:
А что за сказку вы хотели сегодня рассказать?
Музыкальный руководитель :
Самую свою любимую. Про курочку по имени Ряба. Ребята, вы слышали про такую курочку?
Дети:
Да.
Музыкальный руководитель :
Ну-ка, расскажите мне про нее.
Дети кратко рассказывают содержание сказки.
Музыкальный руководитель :
А теперь давайте поговорим о героях этой сказки. Главная героиня – Курочка Ряба. Какая она?
Дети:
Добрая, заботливая, любит Деда и Бабу (успокаивает их)
Музыкальный руководитель :
Скажите, звучание какого музыкального инструмента похоже на Курочку.
Музыкальный руководитель показывает все инструменты. Дети выбирают ложки.
Музыкальный руководитель :
Замечательно, настоящая курочка. Слушайте, ко-ко-ко, ко-ко-ко. Похоже?
Дети:
Да.
Музыкальный руководитель :
Курочкой у нас будут ложки. Какие еще герои есть в этой сказке?
Дети:
Дед.
Музыкальный руководитель :
Старенький дедушка. Ходит он немного хромая, при этом громко вздыхая. Какой же инструмент поможет нам его озвучить?
Дети:
Маракас.
Музыкальный руководитель :
Следующий герой – Бабка. Бабушка у нас хорошая хозяйка, которая хлопочет на кухне. Какой из оставшихся инструментов сможет изобразить Бабку?
Дети:
Трещотка.
Музыкальный руководитель :
Ну-ка, давайте ее послушаем. Похоже?
Дети:
Да.
Музыкальный руководитель :
А еще кто у нас был в сказке?
Дети:
Мышка.
Музыкальный руководитель :
А мышкой какой инструмент будет?
Дети:
Треугольник.
Музыкальный руководитель :
Давайте послушаем Мышку. Похоже?
Дети:
Похоже.
Музыкальный руководитель :
Ребята, самая важная часть сказки, это когда яичко упало и разбилось. Этот момент нам нужно показать наиболее ярко. Думаю, нам нужно определить на каком инструменте можно показать как яичко разбилось.
Дети:
На бубне.
Музыкальный руководитель :
Покажите, как оно разбилось.
Дети изображают это ударом бубна.
Музыкальный руководитель :
А как маленькая мышка разбила яйцо?
Дети:
Хвостиком махнула.
Музыкальный руководитель :
Ребята, для того, чтобы этот момент показать наиболее ярко, нам нужно обяза-тельно изобразить хвостик. Какой инструмент нам поможет в этом?
Дети:
Металлофон.
Музыкальный руководитель :
Вот так (исполняет глиссандо)
Музыкальный руководитель :
Итак, все роли распределены. Слушайте внимательно, как только очередь в сказке дойдет до вашего героя, нужно очень четко и ритмично сыграть свою партию. Не забывайте слушать музыку.
Дети воспроизводят равномерный ритм на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель :
Итак, думаю спектакль можно начинать. (Автор текста Поляк Лора "Театр сказок")
Жили-были Дед и Баба,
Вместе с Курочкою Рябой.
Курочка Ряба:
«Я живу в тепле и ласке
Ну не жизнь, па просто сказка!
А за добрые дела
Каждый день я им несла
Яйца свежие к обеду
И кормила Бабу с Дедом.
А уж нынче удружу:
Я им чудо покажу!
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Чудо делать нелегко.
Ну да я смогла,
Золото снесла!»
Дед:
«Что за чудо? Глянь-ка, Баба!
Ой, Снесла яичко Ряба.
Постучу легонько ложкой
По яичку я немножко…
Не разбил… Ударю с силой.
Ну никак, не тут-то было…»
Баба:
«Тут, видать, нужна смекалка:
Вот возьму я с полки скалку,
Изо всей ударю силы.
Что за диво! Не разбила…»
Мышка:
«В темном подполе в избушке
Скучно Мышке жить, Норушке.
Вот и вышла погулять,
Хлебных крошек поискать.
Невелик у мышки ростик,
Но зато – длиннющий хвостик.
Ой, за что-то зацепила,
Батюшки! Яйцо разбила!»
Курочка Ряба:
Что хотели, то случилось,-
Вот яичко и разбилось.
Отчего ты плачешь, Дед?
Ох, разбился мой обед!
Надо же! И Баба плачет
Только курочка кудахчет:
«Куд-куда! Вот вам простое!
Ну зачем вам золотое!
Кушай Баба, Кушай Дед!
И живите много лет!
Вот конец и сказки нашей,
А теперь все вместе спляшем!
Баба-Яга:
Как красиво вы играете, ребята. Я тоже так хочу. Ведь это так здорово! Я обязательно научусь петь, танцевать и играть на каком-нибудь инструменте, потому что музыка никого не оставит равнодушным, она несет добро. Спасибо вам ребята.
Музыкальный руководитель :
Как хорошо, что все хорошо закончилось. Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что понравилось больше всего? А что вы сегодня нового узнали? А наше занятие уже подошло к концу. До свиданья!
Дети:
До свидания.
Под бодрую маршевую музыку дети покидают зал.