Вертий Марина Викторовна
Конспект образовательной ситуации «В гостях у фокусника Ромы. Число 0. Цифра 0»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у фокусника Ромы. Число 0. Цифра 0.
Цель:
сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Публикация «Конспект образовательной ситуации „В гостях у фокусника Ромы, Число 0, Цифра 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Фокусы для детей
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;
тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Дидактические материалы:
Демонстрационный:
карточки с числами 6,7, 8, 9;
карточка с записью числа 0;
фотографии с изображением одного и того же дерева в разное время года.
Раздаточный:
карточки с разным количеством геометрических тел;
квадраты разного цвета: 3синих, 2 красный, 1 желтый;
карточки с числами от 0 до 9.
ЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ОНЗ
Основная образовательная цель
Формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0.
Новое знание (детское «открытие»)
Знание: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
Умение: соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
Какие понятия, способы действия актуализировались
Актуализировать умение считать в пределах 9, узнавать и называть геометрические тела.
Причина затруднения
«Не знаем, как записать число 0, обозначающее отсутствие предметов».
Цель деятельности детей по преодолению затруднения
Если что-то не знаешь, нужно спросить у взрослого или попытаться самостоятельно узнать, придумать, а потом проверить себя.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя.
- Вы были, когда-нибудь в цирке? А кто работает в цирке?
- Мне очень нравится профессия фокусника, мой знакомый фокусник просит у вас помощи.
- Хотите помочь ему?
- Сможете помочь фокуснику сделать фокусы?
2. Актуализация знаний и умений
Игра «Билеты в цирк»
- Цирк находится далеко от нас. Как можно добраться до цирка?
Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем ехать на автобусе.
- Что нужно сделать, прежде чем сядем в автобус? (Купить билеты)
-Где покупают билеты? (в кассе)
«Билеты» находятся на отдельном столе (карточки с одинаковыми геометрическими фигурами и разными). В автобус вас пустят только в том случае, если на купленном билете будет 9 одинаковых геометрических фигур.
Дети «покупают билеты» — карточки с 9 одинаковыми геометрическими фигурами.
Воспитатель — кондуктор предлагает пройти в салон автобуса, «предъявляя билеты». При проверке «пассажир» должен сказать, сколько и каких геометрических фигур изображено на его «билете», согласовывая при этом числительное с существительным в роде. Если ребенок неправильно сосчитал фигуры, ему предлагают исправить ошибку.
Воспитатель-кондуктор «объявляет посадку», дети садятся друг за другом по желанию. (Дети сидят)
Видео с фокусником «Платочки» Мой знакомый фокусник просит Вас для нового фокуса купить новые платочки.
Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком вперемешку находятся 6 квадратов- «платочков» : 3 красных, 2 синих, 1 желтый
-Сначала посчитайте, сколько новых платочков надо фокуснику. Сколько красных платочков надо? Сколько синих? Сколько желтых?
- Сколько платочков оранжевых у фокусника? (ни одного)
3. Затруднение в ситуации
На столе карточки с цифрами 0 до 6
- Давайте покажем, чтобы не забыть, сколько платочков надо для фокуса. Выберите цифру, которая показывает сколько надо красных платочков? (3) Синих? (2) желтых? (1) оранжевых?
Сколько оранжевых платочков? (ни сколько, ни одного) выберите цифру, которая обозначает ни одного, ни сколько?
Воспитатель говорит детям, что, когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно нулю.
- Смогли мы помочь фокуснику?
-Почему не смогли?
-Что нам надо сделать, если вы что-то не знаете?
4. «Открытие» нового знания
Надо спросить у того, кто знает. Показ новой цифры. Найдите карточку, на которой написано число 0.
Дети находят запись числа 0. Воспитатель хвалит детей и делает вывод: ноль обозначает «нисколько», «ни одного». На что похожа цифра ноль? 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Игра «Волшебные карточки»
- Фокусник передал вам волшебные карточки и краски, сказал, что записал на них знакомые вам цифры. Но я не вижу цифр. Дети закрашивают карточку и у них появляются цифры, написанные воском заранее. Они называют, какая цифра записана.
Физминутка «Вышел клоун»
Вышел фокусник на арену,
Поклонился всем со сцены
Вправо, влево и вперед. Поклонился всем как мог. (Поклоны.)
Дружно прыгнул к потолку, Пальчик поднес к виску.
6. Работа по карточкам (за столами)
- У фокусника есть друг кролик Федя. Фокусник решил покормить кролика и купил для него еду. Кто знает, что ест кролик?
-Сначала посчитайте сколько он купил кочанов капусты? Запишите фломастером цифру. (8) сколько морковок? (6) Запишите цифру обозначающую количество, Сколько яблок? Запишите цифру обозначающую количество. (3) Сколько купил свеклы? (ни сколько ни одного). Запишите новое
7. Осмысление
Воспитатель собирает детей около себя.
-Где мы сегодня побывали?
-Чем вы помогли фокуснику?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь фокуснику разобраться с платочками, покормили кролика, и узнали новое число и цифру 0.