Михайлова Елена Юрьевна
Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «В гостях у бабушки Арины» на тему «Велесов день»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Тема: «В гостях у бабушки Арины».
Программное содержание:
1. Познакомить детей с праздником Велесов День, кулинарными традициями праздника.
2. Закрепить знания о быте семьи на Руси, предметами, которые окружали крестьянина.
Публикация «Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе „В гостях у бабушки Арины“ на тему „Велесов день“» размещена в разделах
3. Формировать навыки приготовления праздничного печенья к празднику Велесов День.
4. Воспитывать у детей уважение к традициям народа, способность применять в своей жизни, выработанные веками русским народом способы общения с природой, людьми.
Оборудование и материалы: народные костюмы для детей, предметы деревенской утвари, волшебный сундучок, пряничное тесто, оборудование для приготовления печенья.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель читает отрывок из сказки Л. Кузьмина «Ульяна-мастерица».
- О ком эта сказка? Почему Ульяну все любили и уважали? Верно, за доброту, да умелые руки. «Какова пряха, такова и рубаха» - так говорили в старину. Чему учили девочек в старину? (Прясть, вышивать, ткать, вязать).
У нас в уголке рукоделия много интересных, необычных вещей: это предметы из далёкой старины, а также игрушки, которые вы сделали своими руками. Давайте расскажем о этих предметах (дети рассказывают о кукле-обереге, прядке, кухонной утвари, полотенце).
А как вы думаете, ребята кто учил Ульяну шить, вышивать? Верно, бабушка Арина. Вот бы нам попасть к ней в гости.
Ой, у нас начались в группе чудеса- появился сундучок. Волшебный! Как же нам его открыть? Скажем волшебные слова: «Сундучок, сундучок, позолоченный бочок, расписная крышка, медовая задвижка. Раз, два, три, ты нам крышку отвори».
- А в сундучке письмо от бабушки Арины! Бабушка Арина приглашает нас в гости. Принимаем приглашение?
Звучит спокойная мелодия. Дети приходят в музыкальный зал,
где встречает их Лень.
Лень: Здравствуйте, ребятки. Куда это вы собрались?
Воспитатель: Мы идём в сказку к бабушке Арине в гости.
Лень: Ох, не ходите, она вас ещё работать заставит. Оставайтесь у меня, подушечки пуховые, перинки мягкие, полежим, поспим.
Воспитатель: Нет, мы не хотим быть лентяями!
(дети говорят пословицы о труде) «День человека портит, а труд кормит», «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Без труда не вытащить рыбку из пруда».
Лень: Я вас всё равно не пропущу, усыплю!
Воспитатель: Ребята, давайте притворимся, спящими. Лень заснёт, а мы ключ возьмём и откроем дверь в сказку.
Дети: Мы согласны!
Лень ложится, дети присаживаются, как будто засыпают. Забирают ключ и «открывают» дверь в сказку.
Воспитатель: Сказка начинается! Хотите превратиться в мальчиков и девочек из далёкой старины? Но прежде вспомним, как называлась в старину рубашка? А женский наряд? Куда же ходили в таких нарядах? (в гости, на праздник)
А вы знаете старинные праздники? (дети перечисляют).
Звучит русская народная мелодия. Дети наряжаются в костюмы, заводят хоровод. Навстречу идёт бабушка Арина.
Бабушка Арина : Детушки! Я ждала - ждала вас, да вышла встречать! Пойдёмте в избу! (дети проходят в «избу»)
Бабушка Арина : Проходите гости дорогие! Садитесь, отдыхайте с дороги!
Воспитатель: Бабушка, а горница у тебя светлая, да чистая, когда же ты всё успеваешь делать?
Бабушка Арина :У меня помощников много! Где же они?
Сяду рядышком на лавке.
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый погляжу!
Загадки:
• Стоит посреди избы Арина, рот разиня (печь).
• Кто в избе рогат? (ухват).
• Три братца пошли купаться, два купаются, один на берегу валяется (ведро и коромысло).
• Стоит толстячок, подбоченившись бочок (самовар).
Бабушка Арина : Вот, молодцы, отгадали! Ребятки, заговорилась я с вами, а у меня тесто поставлено, печенье надо испечь к празднику - Велесову дню. 11 февраля – великий славянский праздник Велесов День, один из важных славянских праздников. Этот день по праву считается серединой Матушки-зимы, когда вся природа еще совсем не готова просыпаться от зимнего сна и находится в тихой полудреме. Вот в это время и ходит могучий славянский бог Велес по горам, по лесам, не давая людям засыпать вместе с природой, пробуждая обещанием нового славянского праздника. Он играет в свою волшебную дудочку, согревая волшебным звуком застывшую Землю-матушку.
Хозяюшкам положено в праздничный день готовить пышки на молоке и подавать их к столу со сливочным маслом. Это блюдо в первый раз за зиму ставят на стол. Бога Велеса особо любили крестьяне. Был он защитником скота. Защищал животных от болезни и голода.
Помогите мне сделать печенье: рогалики, козульки, коровки к Велесову дню.
Тесто-то какое! Белое, пышное. Раскатаем его скалочкой. Вырежем фигурки, да и в печь.
Дети вместе с бабушкой Ариной вырезают и украшают фигурки животных.
Бабушка Арина : Пока печенье печётся, расскажу я вам сказку.
Рассказывает сказку «Русь-медведица с колосьями»
Бабушка Арина : Готово печенье душистое, румяное. В первую очередь гостей угощаем. Стол скатертью расписной покрываем, да молочко с печеньем съедаем.
Дети с героями садятся за стол, пьют чай с печеньем и обсуждают событие дня.
Бабушка Арина : Пора вам, ребятушки, в обратный путь. До свидания!