Дарья Локтионова
Организация работы ДОУ — гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы ДОУ
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В педагогической литературе признаны следующие основные направления гражданско-патриотического воспитания: нравственное, правовое, социальное, педагогическое, военно-патриотическое, воспитание духовной культуры.
В системе дошкольного образования модель гражданско-патриотического воспитания состоит из блоков:
Моя семья - «родной дом» - включает в себя:
отношение к себе как личности;
семью, где реб нок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
дом, в котором он жив т;
родную улицу.
Детский сад - первый социальный «институт» для малыша. Свой устав, свои правила, праздники и традиции - «маленькое государство».
Постепенно понятия расширятся. Моя малая Родина - Родной город.
Большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой реб нок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране реб нок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и е народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе. Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность реб нка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.
В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с уч том возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки;
- мини - музей;
- рассказ воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, е истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
-организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
-участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Педагоги в целях повышения эффективности качества образования обучающихся и самообразования по данной теме организуют круглые столы, мастер классы.
Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Это наша многовековая история. Мы проводим мероприятия, позволяющие формировать у них уважительное отношение к истории страны, ее традициям.
Чем мы можем гордиться так это нашей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, первопроходцев космоса и освободителей мира от фашизма.