Анна Клименко
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш малыш пришел в детский сад… Возможно, впервые он оторвался от родного дома, от привычной обстановки, знакомых людей. Естественно, что потребуется какое-то время, чтобы ребенок привык к новой для него и для Вас ситуации. Что же влияет на адаптацию и что можно сделать, чтобы облегчить ребенку этот процесс?
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
До 2-3 лет у детей наиболее сильна эмоциональная связь с матерью и другими близкими людьми, поэтому большинство очень остро реагирует на разлуку с мамой и отсутствие ее равноценной замены. Постепенно у ребенка увеличивается потребность в общении со сверстниками и трудности адаптации у детей 3,5-4 лет, как правило, бывают проявлением чрезмерной привязанности к матери. Эта связь влечет за собой ряд следствий – ребенок излишне опекаем, пользуется повышенным вниманием, не имеет необходимых навыков самообслуживания, испытывает большое количество страхов, чувство неуверенности в себе, что, в свою очередь, приводит к неспособности наладить контакт со сверстниками.
При прочих равных условиях адаптацию тяжелее переносят мальчики, флегматичные дети, не успевающие за темпом жизни детского сада, и левши, особенно те, кто был переучен в детстве. На дезадаптацию влияет и внутрисемейная ситуация – ипохондрический или тревожно-мнительный характер матери, конфликты между членами семьи, травмирующие психику ребенка и, таким образом, затрудняющие его общение с другими взрослыми и детьми.
В чем же проявляется дезадаптация?
Во-первых, адаптационный стресс снижает защитные силы организма – ребенок начинает часто болеть.
Во-вторых, возникают невротические реакции – боли разной локализации (голова, живот, руки, ноги, энурез (недержание мочи, энкопрез (недержание кала, отказы от еды.
В-третьих, на поведенческом уровне происходит «заострение» темперамента – подвижные, возбудимые дети перевозбуждаются, медлительные еще более затормаживаются. Дети ведут себя скованно, нерешительно, легко обижаются, плачут, испытывают трудности в общении с другими детьми.
Что же можно сделать, чтобы облегчить адаптацию ребенка к условиям детского сада?
1. Вхождение ребенка в детский коллектив должно быть постепенным. Постарайтесь оставлять его вначале на короткое время, увеличивая этот временной интервал. Тяжелее всего дети привыкают к наиболее интимным моментам режима дня – еде и сну, поэтому в первое время по возможности приводите ребенка на занятие, на прогулку.
2. Обратите внимание на формирование у ребенка навыков, необходимых в детском саду, - самообслуживания (моет руки, самостоятельно ест, может одеваться, обуваться и т. п., «учебных» (умеет пользоваться карандашами, пластилином и т. д., игровых (умеет правильно обращаться с игрушками, конструктором, мозаикой и т. д., социальных (понимает слово «нельзя», умеет общаться с другими детьми).
3. Необходимо понимать, что аффективное поведение ребенка (плач, крик, попытки удержать маму) - это не каприз, а естественная реакция на разлуку с родным человеком. Уважайте чувства ребенка. Каждому человеку становится легче, когда он встречает понимание со стороны других. Не говорите ребенку «Не плачь», не загоняйте его горе вглубь. Напротив, скажите - «Я понимаю, как тебе сейчас плохо, тяжело. Конечно же, у тебя для этого есть серьезная причина. Ты испуган и огорчен, поэтому можешь плакать столько, сколько тебе необходимо». Реакция ребенка на эту краткую речь обычно следующая – вначале следует многократное усиление аффекта, т. е. хныканье, плач переходят в оглушительный рев, который достаточно быстро и бесследно исчезает.
4. Часто дети приносят игрушки и, как правило, никому их не дают, что ошибочно расценивается как жадность. На самом же деле, смысл этой игрушки не в том, чтобы играть с ней, - это кусочек дома, который ребенок берет с собой в чужую для него обстановку, и необходимо это понимать.
5. В период привыкания к детскому саду ребенок, находясь в группе, чувствует себя скованно, он вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению. Поэтому дома, в привычной обстановке, родителям необходимо дать ему возможность выразить свои чувства. Поведение ребенка после прихода из детского сада очень показательно, по нему мы можем судить о том, какие именно из его потребностей остаются неудовлетворенными. Например, необщительный ребенок, вынужденный длительное время находится среди большого числа людей, стремится дома к уединению; очень подвижный, активный ребенок, наоборот, дома растормаживается, ведет себя шумно, очень деятельно. Родители должны с пониманием относится к подобным проявлениям, поскольку они являются необходимой ребенку компенсацией.
Если в период адаптации к детскому саду ребенок ведет себя дома агрессивно, постарайтесь дома поговорить с ним, увеличить его физическую активность и, конечно, обсудить с воспитателями эту проблему, узнать, какие трудности испытывает ребенок в новой для него ситуации.
6. Для улучшения адаптации необходимо проявлять повышенный интерес к тому, чем ребенок занимается в детском саду, акцентировать его внимание на всем новом и интересном, что он там узнает и чему научается, всячески поощрять его даже самые скромные успехи.
Конечно, снять все проблемы, возникающие в этот период, нельзя, но мы можем их смягчить, и тогда на вопрос «А как ваш малыш ходит в детский сад?» вы уверенно скажете: «С радостью!»