Департамент труда и социальной защиты
В центрах для детей-сирот воспитанникам помогают адаптироваться в приемной семье
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы замещающие родители и ребенок успешно прошли этап взаимной адаптации и стали семьей, нужна предварительная подготовка. Потенциальных усыновителей и опекунов готовят к новой роли в школах приемных родителей, а подготовка детей – одна из ключевых задач специалистов центров содействия семейному воспитанию. Почему важно сформировать у ребенка желание жить в семье и какие методики для этого применяются, рассказываем в этом материале.
Публикация «В центрах для детей-сирот воспитанникам помогают адаптироваться в приемной семье» размещена в разделах
В Центре содействия семейному воспитанию «Алые паруса» психологи и педагоги плавно готовят каждого воспитанника к жизни с приемными родителями. «На первых этапах много внимания уделяется эмоциональному состоянию и развитию ребенка, упор делается на гармонизацию двигательной и эмоциональной сфер жизни. А потом формируем умения, важные для жизни в семье», – рассказывает методист центра Руфина Юнусова.
На занятиях с психологом у ребят развивают эмоциональный интеллект, учат грамотно проживать свои чувства. «Младшие воспитанники, например, очень любят игры с узнаванием эмоций по фотографиям и картинкам. Придумывают различные ситуации, угадывают чувства по описанию или вспоминают ситуации из жизни, когда испытывали ту или иную эмоцию. Старшие дети предпочитают говорить по душам: кому-то больше подходит групповой формат, кому-то – один на один», – делится психолог Сабина Юсуфова.
Подготовка ребенка к устройству в семью – процесс индивидуальный. Специалисты выстраивают отдельную программу для каждого воспитанника, но цель у всех одна. «Наша задача – дать детям устойчивое желание быть в семье и иметь ее образ. Когда это получается, ребенка можно знакомить с будущими приемными родителями, помогать налаживать контакт», – отмечает психолог отделения по устройству в замещающие семьи Центра «Алые паруса» Алина Медведева.
В Центре для детей-сирот «Берег надежды» большое внимание уделяется диагностической работе, которая позволяет выявить уровень развития ребенка, особенности его эмоциональной, познавательной, коммуникативной и других сфер личности.
«Необходимо выяснить степень социальной адаптированности и сформированность привязанности ребенка. Формирование устойчивых позитивных отношений со значимым взрослым и ближайшим окружением жизненно необходимо для полноценного развития детей», – объясняет педагог-психолог Евгения Жилкина.
Одним из приемов, используемых при подготовке воспитанников к переходу в приемную семью, является игра «Мост». Ребенок прорисовывает или прописывает линию жизни от «Я сегодняшнего» до «Я желаемого». На этом пути есть персонажи-помощники и станции с микроцелями. При этом специалист сопровождает ребенка по «мосту» и подводит к тому, что одна из станций на пути к цели – приемная семья. «Важно отмечать, что у ребенка все получится быстрее и лучше, если рядом будут родители – те, кто поможет решить проблемы, справиться со сложностями», – дополняет Евгения Жилкина.
Когда появляются потенциальные опекуны, специалисты рассказывают ребенку о них заранее: кто они, чем занимаются, как строится их быт. «Воспитанник в ответ обозначает свои потребности и желания, мы проговариваем страхи, сомнения, реалистичность ожиданий», – описывает педагог-психолог «Берега надежды».
Перед очным знакомством c воспитанниками обычно проводят занятия по снижению уровня тревожности, снятию напряжения и повышению уверенности в себе. Незаменимыми средствами выступают арт-терапия, релаксационные техники, упражнения на активацию положительных эмоций.
«В прошлом году к нам в центр поступил Максим, скоро ему исполнится 12 лет – начало подростковых колебаний, – делится случаем из своей практики Евгения Жилкина. – В центре ему понравилось, он нашел друзей и занятия по душе. Появилась семья, которая им заинтересовалась. Контакт сложился очень быстро. Но Максим вдруг стал переживать, что не сможет оправдать ожиданий приемных родителей, и не соглашался на встречи вне центра».
Психологи помогли мальчику поверить в себя, проговорили все моменты, которые его тревожили, проконсультировали замещающую семью. «Во время очередного общения возможные приемные родители сказали Максиму: “Как же мы можем отказаться от того, о ком мечтали. Будем вместе решать все вопросы, просто поверь и почувствуй, что ты нам нужен и мы очень хотим быть нужными тебе”. Это признание окончательно убедило мальчика, он поверил, что в этой семье ему будет хорошо», – продолжает Евгения.
Вскоре Максим сам попросил о встрече с будущими родителями, дал согласие на гостевой визит в их дом и так обрел любящую семью.
«Детям важно видеть и чувствовать уверенность в том, что эта семья – именно та, о которой они мечтают и которую представляют. А задача специалистов – узнать все, что интересует и волнует ребенка, поддержать, сориентировать, дать возможность сформировать свое мнение и отношение к предполагаемым родителям», – говорит педагог-психолог Центра «Берег надежды».
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале -. Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.