Анкушева Алена Александровна
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов»
▼ Скачать
ФИО учителя Анкушева Алена Александровна
Предмет: Окружающий мир
Класс : 3в
Тема урока : В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги России. Съедобные, несъедобные, ядовитые грибы.
Цель: формирование ценностного отношения к окружающей природе через осмысление роли царства грибов в природе и в жизни людей.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „В царстве грибов“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Задачи: - систематизировать знания учащихся о грибах (строение шляпочных грибов, размножение,
-показать учащимся разнообразие грибов,
- уточнить представления учащихся о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке : ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку, тест «Грибы» учебник «Окружающий мир. 3 класс» А. А. Плешаков, атлас – определитель «От земли до неба», статьи из Интернет.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности. Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.
Загадывает загадки:
Ребята, отгадайте загадки:
Весной одевается, осенью раздевается. (лес)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
- Мы совершим путешествие в царство грибов
Приветствуют учителя, отгадывают загадки. Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2. Актуализация опорных знаний. Актуализацию знаний по ранее изученной теме.
-Скажите, для чего нам необходимо охранять животных?
-Как называется книга, где находятся исчезающие виды животных?
-Какие животные находятся в Красной книге?
-А знаете ли вы, что в Красной книге находятся не только животные, но и растения и грибы.
Мы с вами в царстве грибов.
-На поляне нас ожидает грибной король. (на доске картинка грибного короля)
-Он нас приглашает к себе в гости познакомиться со своими друзьями. Слушают, отвечают на вопросы. Воспроизводят и фиксируют знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действий. Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
3. Постановка темы и цели Активизирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию.
Оказывается, у грибов есть общие признаки и с растениями и с животными, но им выделили своё собственное отдельное царство. Какое? Сформулируйте мне тему сегодняшнего урока.
Что бы вы хотели сегодня узнать о грибах? Все ваши вопросы мы поместим на полянку и в течение урока, ответив на них, будем снимать с доски. Договорились? Какую же цель мы поставим на сегодняшний урок?
Какие задачи будем решать на уроке? Составим план изучения темы.
Формулируют тему урока, задачи и цель. Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
прогнозирование.
4. Организация познавательной деятельности. -А кто такие грибы?
-Грибы — особое царство живых организмов, насчитывающее 100 000 видов. Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм. Грибы совмещают черты растений и животных.
-Грибной король, предлагает нам узнать о строении гриба. (картинка гриба)
-Из чего же состоит гриб?
Организую рассказ о строении гриба.
-Верно! Гриб состоит из : шляпки, ножки и грибницы. (показываю)
-Грибница-это подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы поглощают питательные вещества из почвы.
-Многие грибы в лесу связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями дерева и помогают им всасывать воду и соли. Взамен грибы получают от деревьев питательные вещества, которые растения производят на свету.
-Некоторые грибы получили своё название из-за того, что они произрастают рядом с деревьями. Это грибы : подберёзовик и подосиновик. (картинки грибов)
Организую беседу по рассказу.
-Из чего состоит гриб?
-Что такое грибница?
-Почему грибы растут рядом с деревьями?
Организую рассказ.
-Грибами питаются многие лесные животные, а также грибами питается человек.
-Грибы - богатство леса. И поэтому к ним нужно относится бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России и нуждаются в охране.
Организую рассказ о съедобных и несъедобных грибах.
-Есть грибы, которые человек употребляет в пищу. Такие грибы называют-съедобные. А есть ядовитые грибы, которые нельзя есть. Такие грибы называют- несъедобные или ядовитые.
-Нужно обязательно знать различие этих грибов!
Организую работу с учебником.
-Откройте стр. 114. Король грибов предлагает нам прочитать описание грибов двойников и найти их на рисунке.
Организую беседу по отличительным признакам грибов.
-Чем отличается белый гриб от желчного гриба?
-Чем отличается опёнок от ложноопёнка?
Организую работу с иллюстрацией.
-Посмотрите, это шампиньон. У шампиньона шляпка снизу розовая или фиолетовая, а на ножке отсутствует мешочек.
-Посмотрите, а это бледная поганка. Шляпка у гриба снизу белая, а на ножке разорванный мешочек. Этот гриб смертельно ядовитый.
Организую, чтение правил, как правильно собирать грибы.
-Король грибов, предлагает нам прочитать правила на стр. 115 и запомнить, как правильно собирать грибы.
Слушают рассказ учителя.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Слушают рассказ о строении гриба.
Слушают учителя
Читают описание грибов
Высказывают свои предположения
Рассматривают иллюстрацию
Читают правила и запоминают их Познавательные
поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения.
познавательные
- умение проводить сравнение и классифицировать, фиксировать затруднения
- умение на основании наблюдений делать умозаключения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; работать с информацией, представленной в разных форматах;
Регулятивные
- умение составлять план решения проблемы совместнос учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
5. Физминутка А теперь всем детям встать.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку. Выполняют физминутку Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
6. Закрепление изученного материала -Какие грибы можно собирать?
-Что нельзя делать, когда ищешь грибы?
-Почему грибы нужно срезать ножом?
-Почему нельзя собирать грибы возле дорог и предприятий?
Самостоятельная работа
Организую самостоятельную работу в виде теста.
Утверждения:
1.…у гриба отсутствует корень.
2.…грибница производит питательные вещества.
3…несъедобные грибы надо уничтожать.
4…собирать надо те грибы, которые хорошо знаешь.
5…нельзя собирать грибы у дорог и в городе.
6…желчный гриб является ядовитым.
7… в красную книгу России занесен гриб Грифола курчавая.
Организую проверку
Выполнение самостоятельной работы.
1. да
2. нет
3. нет
4. да
5. да
6. нет
7. да
Отвечают на вопросы
Выполняют работу.
Осуществляют взаимопроверку.
Оценивают работу друг друга. Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения.
Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
7. Подвидение итогов
-Какая была тема урока?
-Какие бывают грибы?
-Почему нельзя собирать грибы возле дороги?
-Из каких частей состоит гриб?
В природе нет ничего лишнего. Люди- не единственные обитатели Земли и не всё создано исключительно для нас. Ведь мы же не убиваем ежей и воробьёв только потому, что они не годятся нам в пищу. Каждое живое творение выполняет свою функцию. И уничтожить хоть один вид – это значит нарушить природное равновесие. Даже ядовитые грибы приносят пользу природе, а значит и человеку.
Отвечают на вопросы
Слушают учителя Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
8. Рефлексия
Организую рефлексию учебной деятельности.
-Король гриб очень рад, что вы узнали много нового. Он предлагает вам оценить свою деятельность на уроке.
-Белый гриб-мне было все понятно, мне всё удалось.
-Мухомор - мне было непонятно, я затруднялся отвечать на вопросы.
Самооценивание своей деятельности на уроке.
Домашнее задание: Найти и рассказать интересные факты о грибах.
Спасибо за урок.
Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения; выражают своё отношение к теме, к своей работе на уроке и эмоциональный настрой. Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности