Комарова Оксана
Конспект урока в начальной школе «Знакомство с рассказом В. Бианки «Январь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с рассказом В. Бианки «Январь».
Задачи: Формировать навыки осознанного чтения с соблюдением норм литературного произношения;
совершенствовать навыки чтения и связной речи, развивать все виды внимания и памяти;
обогащение словарного запаса путём нахождения в тексте непонятных слов и выражений;
учить видеть красоту природы, беречь её, заботиться о ней.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята, садитесь.
- Какое у вас настроение?
Какой у нас урок? (чтение)Чему мы учимся на уроках чтения?
Публикация «Конспект урока в начальной школе „Знакомство с рассказом В, Бианки „Январь“» размещена в разделах
(- Красиво, грамотно говорить, думать, размышлять, правильно и с выражением читать.)
2. Артикуляционная гимнастика
- Теперь, ребята, садимся красиво, спинка прямая, руки перед собой, голова прямо.
- Давайте произнесём чистоговорки для того, чтобы правильно и чётко произносить звуки. Вначале произносим медленно, затем быстрее и совсем быстро. Повторяйте за мной:
Бу-бу-бу – снег лопатою гребу.
Аф-аф-аф – повяжу на шубу шарф.
Ты-ты-ты – снег укрыл кусты.
Чистоговорки даны на экране. (Слайд 1)
Хором произносят чистоговорки вместе с учителем с целью совершенствовать произношение.
3. Проверка домашнего задания.
Какую тему мы изучаем? (Слайд 2) (Зима)
Какую сказку мы читали на прошлом уроке?
Кто написал её?
Сказка Андерсена «Ель»
- О чём мечтала ель?
- А что произошло на самом деле?
- Её мечты сбылись?
- С кем познакомилась ель на чердаке?
- О чём они беседовали?
- Почему весной мечты елочки о новой жизни не сбылись?
- Ребята, а как вы думаете, зачем Андерсен написал эту сказку?
- Какое настроение вызывает эта сказка?
Учитель: Но мы не будем с вами грустить, впереди новогодние праздники и каникулы. Мы продолжаем говорить о зиме, и сегодня познакомимся с рассказом В. Бианки «Январь». (Слайд 3)
С автором вы уже знакомы. (Слайд 4)
- Что вы знаете о детском писателе, Виталии Бианки?
- Кто что помнит?
Учитель: В. Бианки детский писатель, написал множество рассказов о природе и животных. Он очень любил природу. Он Любил гулять в лесу и целых 35 лет писал о лесе. И призывал всех беречь и любить природу. Он написал цикл рассказов о каждом месяце и называется он «Лесная газета», там он описывает, что происходит и как она меняется с природой каждый месяц.
4. Работа над новым произведением.
Словарная работа.
Как вы понимаете слово наст? (Слайл 5,6)
(Наст - плотная корка снега на поверхности снежного покрова, образующаяся в результате подтаивания и последующего замерзания снега).
Как вы понимаете выражение народные приметы?
Народные приметы- явление, обстоятельство, указывающее – по народным верованиям – на связь с каким-либо другим событием. (Слайд 7)
-Прежде чем читать, давайте немного порассуждаем
-Попробуйте объяснить слова эпиграфа. (Слайд 8)
-Как вы понимаете?
-А что бы ты сказал, объясните.
Морозы- декабрю,
метели – февралю,
капели первые – задумчивому марту. А я б сказать не мог, что больше я люблю. Н. Рыленков.
5. Физминутка
А сейчас ваши глазки отдохнуть. Работают и двигаются только одни глаза, головой не двигайте.
- А теперь приступим к чтению рассказа.
- Прослушайте текст и подумайте, как меняется природа с приходом января.
Учитель читает рассказ, дети следят и слушают.
- Что происходит с природой в январе?
- Почему кажется, что природа спит?
- Как сохраняют свои силы растения и животные?
А теперь поработаем с текстом, читаем по предложению. (Дети читают)
- Объясните выражение: солнце на лето, зима на мороз; день прибавился на заячий скок. (Слайд 9)
(В конце декабря световой день начинает постепенно увеличиваться. Закончилось полугодовое уменьшение дня, начался обратный цикл. Это обстоятельство вызывает некое ощущение скорого приближения весны. Но на самом деле получается противоположное. Дневного света становится больше, а тепла - всё меньше и меньше. Основные, самые трескучие морозу называются не декабрьскими, а январскими. Потому что они в январе происходят.)
-Прочитайте и объясните народные приметы. Задание выполняется по группам. (Раздаются карточки)
-Как вы понимаете выражение народные приметы?
1гр. Декабрю и январю-батюшке – морозы, февралю – метели. (Декабрь и Январь – самые холодные месяцы зимы. В феврале метут метели, зима не хочет уходить, но природа требует своего). (Слайд 10)
-Что ещё можете добавить.
2гр. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. (После больших снегов земля будет достаточно увлажнена для хорошего урожая)
(Слайд 11)
3гр. Снег глубок – год хорош. (Глубокий снег – земля не промерзнет. Значит на следующий год будет хороший урожай. После больших снегов земля будет достаточно увлажнена для хорошего урожая). (Слайд 12)
Учитель: Я думаю, что знание зимних примет и наблюдательность пригодится вам в жизни.
- Какие ещё зимние месяцы вы знаете? Назовите их.
- Мы с вами уже читали В. Бианки «Декабрь», как он называет этот месяц?
(Декабрь – студень) (Слайд 13)
- Что происходит с природой? Как автор это описывает? Какими словами?
- Давайте сравним с Январём, что изменилось в природе?
Учитель: в декабре вода замёрзла и превратилась в лёд, всё начинает покрываться снегом. А в январе уже сугробы, всё в снегу и природа спит.
- Ребята, а как вы думаете, для чего Бианки написал этот рассказ? И почему он всю жизнь писал о природе?
- Сколько месяцев осталось до прихода весны?
Чтение текста учащимися по абзацам.
Учитель: Что происходит с природой? Как меняется?
- Всё спит, даже насекомые.
Обобщение учителем.
Сегодня на уроке мы продолжали знакомиться с творчеством и жизнью писателя В. Бианки.
- Кто узнал что-то новое сегодня на уроке? А что вы узнали?
- Мы много говорили о зиме. Поднимите руку те, для кого из вас это время года является любимым. Почему?
- Зима – одно из любимых времён года русского народа. Многие художники посвятили зиме свои картины, писатели свои рассказы и стихотворения, композиторы писали музыку. Художники выражают свои эмоции, настроение красками, оттенками, писатели различными словами, эпитетами, прилагательными, а композиторы нотами.
- Сейчас мы послушаем музыку П. И. Чайковского «Январь». Послушайте её внимательно и постарайтесь представить картины, которые увидел композитор при её создании.
- Какие картины зимней природы вы себе представили?
-Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Домашнее задание. (Нарисовать рисунок, который вы представили под музыку.)
Комментирование оценок. - Оцените себя, поставьте себе оценку в дневник.
- Что вы узнали для себя нового, интересного?
- Что запомнилось?
Какое у вас настроение? поменялось?
Закончить урок я бы хотела словами из песни: (Слайд 14)
«У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Снег ли, дождь – любое время года…
Надо благодарно принимать…»
- Спасибо всем за урок! Вы все молодцы! (Слайд 15)