Татьяна Бомбасова
Конспект урока для учащихся начальной школы «Мордовские узоры в технике изонить»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Конспект. Мастер класс. Панно «Мордовские узоры в технике изонить».
Цели:
-расширять понятия учащихся о декоративно-прикладном искусстве;
-познакомить с новой техникой графического изображения - изонить, или нитяной графикой, особым образом выполнение нитками на картоне или другом твердом основании.
-формировать умения составлять мордовские узоры на квадрате;
-показать взаимосвязь украшения с назначением и формой предмета;
Публикация «Конспект урока для учащихся начальной школы „Мордовские узоры в технике изонить“» размещена в разделах
- Изонить. Техника нитяной графики
- Мордовия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Орнамент и узоры
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
воспитывать художественный и эстетический вкус.
Виды деятельности: беседа о смысловом значении орнамента в народном декоративно-прикладном искусстве. Усвоение принципов построения орнамента и последовательности его выполнения. Самостоятельная деятельность учащихся.
Оборудование для учителя: образец панно с готовым изделием, нитки красные и чёрные, иголки, ножницы.
Оборудование для учеников: швейные нитки красного, черного и темно-синего цветов; швейные иглы не толстые; клей – карандаш; шило;
ножницы.
Произведения изобразительного искусства: таблицы; узоры вышивки и тканые предметы; грамзапись; куклы.
Музыкальное сопровождение: мордовский народный танец.
Наглядные пособия и ТСО: репродукции, иллюстрации, фотографии, методическая таблица, изделия декоративно-прикладного искусства, магнитофон.
Художественные материалы и инструменты для работы: линейки, простые карандаши, шило, нитки красные и чёрные, образец панно с готовым изделием, ножницы.
Оформление классной доски: с левой стороны методическая таблица, рисунки детей. С правой стороны произведения искусства: иллюстрации, фотографии. Вверху посередине - тема и план занятия; по центру - место для детских работ; внизу - куклы (на подставке, изделия декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия:
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
Связь с предыдущей темой
Объяснение нового учебного материала
Рассказ учителя:
Искусство нитяной графики находит применение в украшении изделий и предметов быта, в оформлении интерьера, при выполнении подарков и поздравительных открыток. В этой технике можно выполнить закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.
Основа для работы в технике изонить - готовый рисунок или самостоятельный эскиз. В технике изонить всего два приема : заполнение угла и заполнение окружности. Этими двумя способами можно вышить практически любой рисунок.
Звучит мордовская народная музыка.
У. Сегодня к нам в гости пришли две девочки (показать две куклы). Как мы можем их назвать? (Дети дают куклам Татюня и Алдуня). Очень красиво одеты наши гости. Как называется их одежда?
Д. Мордовский национальный костюм.
У. Во что одеты девочки?
Д. Рубашка в форме туники, рукава расшитые бисером, передник.
У. Что отличает этот национальный костюм от других костюмов?
Д. Орнамент.
У. Какой?
Д. Рисунок – крест, ромб, полосы.
У. А где их можно увидеть?
Д. На переднике, на набедренном украшении, на головном уборе, на рубахе.
У. Мордовский костюм очень красивый. Он яркий, разноцветный, с разными украшениями.
У. Как и кто создавал эти узоры? Кто научил женщин этому ремеслу?
Д. Их родители, т. е. предки.
У. Как создавали эти узоры?
Д. Рисовали, вышивали, выбивали (вытисняли) из ткани.
У. Ребята, мордва народ очень весёлый, любит трудиться и веселиться.
Давайте вместе с вами потанцуем под мордовскую мелодию.
Мордовский танец.
У. Не просто так пришли как в гости Татюня и Алдуня. Они хотят нас научить делать мордовские узоры в стиле изонить.
Демонстрирование изделий из декоративно-прикладного искусства мордвы.
У. А теперь посмотрите на полотенца, покрывала, скатерти, которые сделаны руками наших сельских рукодельниц. На них множество узоров, орнаментов. (Демонстрация изделий).
- Сегодня мы побудем в роли народных мастеров, но прежде рассмотрим, из чего состоят узоры орнамента.
(Если дети затрудняются, Татюня и Алдуня помогают детям)
У. Самыми древними в мордовской вышивке являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, елочки, косых линий, диагонально пересеченных квадратов. Все они в творчески переработанном виде воплотились в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером и вязании.
- Посмотрите, как постепенно складывается орнамент из элементов узора (на доске методическая таблица).
1. Вышиваем на белом глянцевом картоне формата 15x15.
Показ подтверждается действиями педагога.
2. На листах в клетку формата 15х15 рисуем мордовские узоры из образцов мордовской вышивки. Как мы видим, орнамент вышивки в своей основе содержит ромбы, расположенные по косой сетке, прямоугольники и квадраты. Рисунок получается за счет наложения фигур один за другим по горизонтали или вертикали. В рисунке соблюдается равенство узора и фона.
3. Накладываем рисунок на белый картон и с помощью шило на мягкой подложке прокалываем фрагменты узоров через равные промежутки (около 2-3 мм). Количество проколов в одном фрагменте должно быть четное количество.
4. Мы с вами будем вышивать одним из способов заполнения окружности. Берем нитки с иглой и начинаем заполнять фигурки нитками выбранного цвета. Каждая фигурка вышивается отдельно. Делим пополам – соединяются точки по диагонали. На изнанке короткий стежок в соседний прокол (показ).
5. Таким образом, заполняем всю фигурку. Каждый новый стежок ложится крестиком на предыдущий стежок.
6. Можно чередовать цвета. Вышитые одним способом разные фигуры выглядят по-разному.
Звучит мордовская музыка. Дети приступают к работе.
7. Для оформления панно наши открытки приклеиваем к CD –дискам.
8. Выставка работ на доске.
У. Татюня и Алдуня, посмотрите, какие красивые работы получились у наших ребят. Это называется панно. Панно украшают стены в домах, квартирах. Служат для красоты.
Итог занятия.