Заярнюк Татьяна
Увлекательная математика в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Увлекательная математика в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Солнышко»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ
ЗАЯРНЮК ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
п. Светлый
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Солнышко»
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Увлекательная математика
Заярнюк Татьяна Владимировна
Темочки:
2019-2020 учебный год
п. Светлый
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Актуальность моей работы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Цель работы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Ожидаемый результат
К концу учебного годау детей должны быть развиты:
• арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
• произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
• основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
• навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
• желание заниматься математической деятельностью.
За основу своей работы я взяла авторскую парциальную программу В. П. Новиковой «Математика в детском саду». На её основе было составлено содержание работы по теме.
Календарно - тематическое планирование
1. Счет до 5. Ориентироваться в пространстве. Игра: «Кто справа от тебя»? Закреплять навыки счета и отсчета предметов в пределах 5. Закреплять пространственные направления.
2. Количественный счет. Ориентироваться на листе бумаги. Учить счету заданного числа предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положения геометрических фигур.
3. Овал. Величина. Игра: «Разложи по порядку». Познакомить детей с фигурой овальной формы. Раскладывать фигуры в порядке убывания и возрастания размера.
4. «Чудо – лукошко». Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов. Решать логические задачи на установление закономерностей.
5. Образование числа 6. Части суток. Игра: «Что с начала, а что потом». Показать образование числа 6, учить вести счет и отчет в пределах 6. Называть последовательность части суток.
6. Образование числа 7. Геометрические фигуры. Игра: «На какую фигуру похож предмет». Показать образование числа 7, вести счет в пределах 7. Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой.
7. Количество и счет в пределах 7. Ориентироваться на листе бумаги. Игра: «Справа, как слева». Учить счету до 7, закрепить образование числа 6 и 7. Ориентироваться на листе бумаги.
8. Образование числа 8. Ориентироваться в пространстве. Игра «Кто, где стоит». Познакомить с образованием числа 8. Учить определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
9. Образование числа 9. Величина. Игра: «Разложи полотенца по порядку». Познакомить детей с образованием числа 9. Счет до 9. Учить устанавливать размерные отношения между 5-ти предметами по ширине.
10. Счет предметов. Части суток. Игра: «Загадки». Дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении. Учить отгадывать загадки о частях суток.
11. Образование числа 10. Величина. Игра: «Длинный – короткий». Показать образование числа 10, учить вести счет в пределах 10, устанавливать отношения между предметом по длине.
12. Счет до 10. Дни недели. Игра: «Неделька», «Кто знает, пусть дальше считает». Дать детям представление о том, что 7 дней составляет неделю. Познакомить с названием каждого дня. Учить счету до 10.
13. «Мир загадок». Счет предметов. Называть текущий день недели. Умение решать логические задачи.
14. Счет предметов. Геометрические фигуры. Игра: «Сложи фигуру из палочек». Упражнять в счете предметов расположенных по-разному. Учить выкладывать геометрические фигуры из палочек.
15. Путешествие в сказку «Маша и медведь». Закрепить навыки счета до 10, решение логических задач, дни недели, сравнение, большого и меньшего количества предметов.
16. Сравнение величин. Логические задачи. Игра: «Слушай и считай». Учить решать логическую задачу. Сравнение длины и ширины предметов с помощью условной мерки.
17. Геометрические фигуры. Порядковый счет. Игра: «Преврати геометрические фигуры в предметы». Упражнять в порядковом счете, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «На котором по счету месте?». Различать квадрат и прямоугольник. Характерные признаки фигур.
18. Отсчет предметов по образцу, ориентироваться во времени. Игра: «Когда это бывает?» Учить видеть равное количество разных предметов, и отображать то в речи, закрепить знания о частях суток.
19. Форма предметов. Равенства предметов. Игра: «Закрась правильно». Закрепить представление о пространственных фигурах (шар, куб, цилиндр). Учить видеть равное количество предметов.
20. Деление предметов на 2 – 4 равные части. Ориентироваться в пространстве. Игра: «Дни недели». Учить делить целое на 2 – 4 равные части, закреплять умение называть последующий и предыдущий день недели.
21. «Карта сокровищ». Учить детей ориентироваться в пространстве. Составлять изображение из частей. Сравнивать предметы по высоте, толщине. Закреплять умение решать логические задачи.
22. Счет предметов. Сравнение по величине. Игра: «Разложи предметы по порядку». Закреплять умение видеть равное количество разных предметов, используя прием поштучного сопоставления множеств. Сравнение предметов различной длины и высоты.
23. Составление числа 2 и 3 из единиц. Ориентироваться на листе бумаги. Графический диктант. Познакомить с количественным составлением числа из единиц. Учить составлять группы, содержащие указанное число предмета. Развивать внимание, глазомер.
24. Составление числа 4 и 5 из единиц. Деление предметов на 2 и 4 равные части. Игра «Составь квадрат». Продолжать знакомить детей с составлением числа из единиц. Закреплять умение делить предметы на 2 и 4 равные части. Составлять целые изображения из частей.
25. Порядковый счет. Составление числа из единиц. Игра: «Слушай и считай». Закреплять навыки порядкового счета. Закрепить состав числа из единиц.
26. Геометрические фигуры. Ориентироваться в пространстве. Упражнять в группировке геометрических фигур по разным признакам (цвету, размеру). Закреплять пространственные направления слева, справа, сверху, внизу, сзади, между.
27. «Цветик самоцветик». Счет в пределах 10, ориентировка во времени. Закреплять умение различать форму предметов.
28. Сравнение смежных чисел. Величина. Игра: «Считай внимательно». Учить сравнивать смежные числа с опорой на наглядный материал. Закреплять навыки соотношения между предметами по длине.
29. Нахождение «большего» и «меньшего» числа предметов. Геометрические фигуры. Игра: «Вставь недостающую фигуру». Упражнять в нахождении большего и меньшего числа предметов. Закрепить умение сопоставлять изображение на картинке с геометрическими фигурами.
30. Счет и отчет предметов. Ориентироваться в пространстве «Справа как слева». Закреплять навыки счета и отсчета предметов по заданному числу. Учить ориентироваться на листе бумаги дополняя изображение.
31. Сравнение смежных чисел. Геометрические фигуры. Игра: «Геометрическое лото», «Магазин». Сравнение смежных чисел с опорой на начальный материал. Группировать геометрические фигуры по цвету и размеру.
32. Измерение длины. Счет. Дни недели. Игра: «Кто знает, пусть дальше считает». Измерение длины путем наследовательного накладывания нескольких равных мерок. Упражнять в порядковом счете в пределах 5. Закреплять дни недели.
33. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры «Тангран». Упражнять в сопоставлении предметов по длине, высоте, ширине. Закрепить навыки сопоставления изображения из геометрических фигур.
34. «В волшебной стране». Закрепить навыки счета. Умение решать логические задачи. Части суток.
35. Пространственные фигуры. Отсчет звуков. «Найди отличия». Закрепить знания о пространственных фигурах (куб, шар, цилиндр). Упражнять в отсчете звуков. Умение находить сходства и отличия.
36. Сравнение чисел. Ориентироваться в пространстве. «Пройди лабиринт». Учить воспроизводить множество, «В котором на один предмет больше или меньше, чем в другом». Закрепить умение ориентироваться в пространстве.