Света Шленцова
Проект «Математика вокруг нас» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Математика вокруг нас» в старшей группе.
Тип проекта : творческий, информационный
Время выполнения: 2 недели.
Участники:
1. Воспитанники старшей группы № 11
2. Воспитатель: Шленцова С. А.
Введение :
Публикация «Проект „Математика вокруг нас“ в старшей группе» размещена в разделах
Данный проект направлен на развитие логического мышления, а логика, как известно – это один из важнейших элементов математического мышления : (сообразительность, логичность, инициативность, гибкость и критичность ума). Занимательный математический материал представленный в проекте, очень разнообразен по характеру мыслительных операций, содержанию и значению.
Для большинства взрослых математика - очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Эту нелюбовь и страх перед математикой родители часто передают и своим детям. Как же сделать так, чтобы изучение математики стало интересным? Что же нравится детям? Конечно же разнообразные по содержанию игры, сказки, загадки, занятия продуктивной познавательно-исследовательской деятельностью и т. д.
В данном проекте представлены разнообразные формы работы, которые будут интересны детям.
Проблема: .
Отсутствие у детей навыков счета, логического мышления, представления о значении математики в жизни людей.
Актуальность темы :
Развитие математических способностей, это довольно сложное, комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о величине, которые формируют у ребенка «научны» и «житейские» понятия. При этом понятие «математическое развитие» трактуется в основном, как формирование и накопление математических знаний. Задача нас взрослых- развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, умению сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей математическим навыкам и умениям.
Данные характеристики формируются у ребенка на занятиях по ФЭМП. Знания, полученные на занятиях по формированию и развитию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять дидактическим играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
Новизна:
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС).
Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Направления интеграции:
Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей об объектах окружающего мира; развитие познавательной мотивации.
Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса; совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной речи.
Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в играх, изобразительном творчестве; реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.
Цель: Развитие у воспитанников интереса к математическим знаниям, самостоятельности, творческому воображению, гибкости мышления, умению сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи проекта :
Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах, цифрах от 0 до 9;
развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью,
учить сравнивать, классифицировать по свойствам,
организовать работу с родителями по развитию математических способностей
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: сделать книжки – малышки по теме «число и цифра», «геометрические фигуры», сделать игры «собери цветок», «соседи числа».
2. Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Альбом с загадками, пословицами, поговорками про цифры и числа первого десятка и геометрические фигуры;
2. Выставка рисунков «Математические сказки»;
3. Изготовление книги – лепбука «Математика вокруг нас».
4. Создание математического уголка с играми и пособиями.
Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказок, игр в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей :
- у детей появится интерес к самому процессу познания математики;
- воспитанники научатся преодолевать трудности;
- самостоятельно будут находить способы решения познавательных задач;
- появится стремление к достижению поставленной цели;
- сумеют перенести усвоенный опыт в жизненные ситуации.
Показатели личностного развития:
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета
в пределах 10.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур и некоторых их свойств,
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, времен года, частей суток
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Этапы реализации проекта
Первый этап: выбор темы, постановка цели и задач.
Задачи этапа:
Обучающие:
-пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым.
Развивающиеся:
- развитие проектно -исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов;
-обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания книги – лепбука «Математика вокруг нас» .
Воспитательные:
-формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Деятельность воспитателя: формулирует проблему.
- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на интересующие нас вопросы?
Помогает детям распределить методы исследования проблемы и сформулировать задачи:
- надо подумать, что или кто нам поможет узнать где встречается математика;
- провести наблюдения за присутствием воды на улице, в группе, дома;
- расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о цифрах;
- прочитать и посмотреть книги и энциклопедии о числах, цифрах, геометрических фигурах;
- обратится за помощью к компьютеру.
Определяет продукт проекта.
Провести беседы, занятия, привлечь родителей к участию в проекте. Через ФЭМП познакомить детей с геометрическими фигурами и предметами похожими на фигуры, познакомить с числами в пределах 10 и цифрами, а так же научить определять соседей числа. С порядковыми и количественными числительными и разнообразными веселыми заданиями. Через исследовательскую деятельность помочь найти фигуры, цифры в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составлять описательные рассказы, сочинять сказки, отгадывать загадки. Через ознакомление с художественной литературой познакомить с математическими рассказами и сказками, в которых встречаются числа, геометрические фигуры. Через физическое воспитание закрепляем в подвижных играх и играх-соревнованиях геометрические фигуры, счет в пределах 10.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту проведение с детьми бесед о геометрических фигурах, цифрах, числах.
Классификация материала
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами воспитателями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Далее воспитатель предлагает детям
- Рисунки на прочитанным сказкам «Бабушка - смекалушка», «Лесная история», «Волшебное число 7», материад для игр «Веселый счет», «Найди отличия», примеры в картинках, геометрические фигуры и предметы на них похожие.
Второй этап:
Реализация проекта.
- Беседы с детьми. Рассматривание иллюстраций, картинок, где кругозор пополняется математическими знаниями.
- Чтение сказок, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.
- Использование физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр во всех видах деятельности.
- Проведение дидактических и настольно-печатных игр: «Мои цифры», «Часть и целое», «Веселый счет», «Учимся сравнивать», «Утро, день, вечер, ночь»,
«Четвертый лишний», «Собери фигуру», «Игры Никитина» и др.
-Рисование и раскрашивание героев математических сказок и рассказов. цифр в свободной деятельности.
Образовательные задачи:
-обогащение, расширение и уточнение представлений детей о том, зачем нужна математика, как мы ею пользуемся в обычной жизни,
- формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты;
-совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений.
Развивающие задачи:
- развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях;
-развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе
Воспитательные задачи:
воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной
отзывчивости на рисунки, поделки как произведения эстетической культуры.
Занятие №1 «Волшебная страна — Математика».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа. Учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
Развивающие:
Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес;
развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим занятиям;
развивать самостоятельность;
воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Совместная деятельность воспитателя и детей в центрах
- Дидактическая игра «Веселый счет»
- Дидактическая игра «Соседи числа»
- Беседы «Зачем изучать математику», «Математика вокруг нас»
Деятельность детей
- Рисование героев прочитанных произведений, обводка и письмо цифр.
- Рассматривание иллюстраций, презентации по теме «Как люди научились считать».
- Помощь в создании лепбука.
Занятие №2 «Решение задач и примеров».
Образовательные: Сформировать понятие о задаче на сложение, навыки самостоятельной работы. Закрепить порядковый счет до 10.
Развивающие: развивать ориентировку на микро плоскости, умение различать геометрические фигуры и сравнивать предметы по величине. Развивать внимание, логическое мышление, восприятие, умение анализировать, сравнивать обобщать.
Воспитательные: Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к занятию.
Совместная деятельность воспитателя и детей в центрах:
- Дидактические игры «Веселые задания», «Четвертый лишний», «Примеры и задачи в картинках».
Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Как люди научились считать»”.
Деятельность детей
Взаимодействие с родителями:
Домашнее задание. Совместно с детьми сделать книжки – малышки, игры.
1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление
2. Систематизируют информацию о свойствах воды и ее круговороте в природе в центрах:
Рассматривание дидактических карточек «Времена года», «части суток»
- Центр «Творческая мастерская» :
рисование героев сказок, цифр и фигур.
Третий этап: подготовка к защите проекта
Образовательные задачи:
-закрепление у детей представлений о математике
-формирование у детей умения преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность.
Развивающие:
-развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения.
Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников.
Деятельность воспитателя
1. Организует работу над проектом.
2. Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении заданий.
3. Контролирует процесс выполнение работ.
4. Фотографирует работы детей.
Деятельность детей
1. Отбирают необходимые игры для выполнения задания.
2. Обращаются к иллюстративному материалу.
3. Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются.
4. Выполняют коллективную работу и составляют рассказ о ней.
5. Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней.
Четвертый этап: защита проекта
Образовательные:
Научится согласовывать свои действия с действиями партнеров, формирование эмоциональной отзывчивости к презентации результатов позновательно – творческой деятельности.
Развивающие: развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка.
Воспитательные:
воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи.
Деятельность воспитателя
1. Помогает организовать презентацию результатов проекта : «Математика вокруг нас» при создании лепбука
2. Побуждает детей участников сделать рассказ – сообщение по данной книге
3. Приходит на помощь в случае затруднения.
Деятельность детей
1. Готовят презентацию проекта
2. Подготавливают рассказ- сообщение по проекту, с помощью выделений ярких событий в процессе подготовки проекта.
3. Рассказ- сообщение по проекту для слушателей с выводами.
Список информационных источников:
1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. «Чего на свете не бывает». М., «Просвещение», 2014г.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение», 2015г.
3. Венгер Л. А., ЯченкоО. М., Говорова Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 2013г.
4. Воронова В. Я. «Творческие игры для дошкольников».
5. Запорожец А. В., Усова А. П. «Сенсорное воспитание дошкольников»,
М. ,«Академия», 2014г.
6. Касабудский Н. И., Скобелев Н. Г., Столяр А. А., Чеботарева Т. Н., «Давай поиграем» (математические игры для детей 5-6 лет). М., «Просвещение», 2014г.
7. Смоленцова А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 2015г.