Лариса Бычкова
Конспект занятия «Чудо Земли — Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
“
Чудо земли - ХЛЕБ
”
Цель:
• сформировать представление о нелегком труде земледельца
• рассказать о том, что есть только одно слово, равнозначное слову ‘хлеб’ – это слово ‘жизнь’
• раскрыть суровую правду о блокадных днях, о дневном пайке
• объяснить, что в хлебе – душа нашей родной земли, судьба многих людей
Предварительная работа:
• Конкурс рисунков на тему ‘Хлеб всему голова’
• Беседа по тематической выставке репродукций А. А. Платова “Ужин трактористов’, Е. Гордец ‘Хлеб пекут’, М. В. Данциг “Золото земли”
Публикация «Конспект занятия „Чудо Земли — Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Кто для нас хлеб создает
[/b]
Посеяли хлеб хлеборобы весною “Дадим! – Отвечают немедля мартены. -
Созрел он и встал золотою стеною. Нам только руду подавайте сюда!”
И слышит страна: “За уборку пора! Для хлеба с рудою спешат поезда.
Для хлеба комбайны нужны, трактора”. Для хлеба положены рельсы дорог,
“Дадим! – отвечают в цехах металлисты. - Для хлеба идет на гора уголек.
Для хлеба машины мы сделаем быстро. Для хлеба плотины на реках встают,
Но только нам нужен металл непременно”. И краны, и вышки до самого неба.
Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба!
Для хлеба!
Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был честным. В хлебе – душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. И мне бы хотелось закончить эту страницу этого устного журнала, отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России:
Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос.
Были очи ее светло- синими
И пшеничною россыпь волос.
Шла Россия некошеным лугом
Сквозь седой предрассветный туман.
Вскоре солнце взошло алым кругом,
Окунувшись в небес океан.
Шла со звонкою радостной песней,
Воспевались в ней ширь и простор.
Ну, а с песней и труд интересней –
Ей подпел молодой комбайнер.
Подхватили доярки – певуньи,
Что прошли через луг прямиком,
Чтоб скорее молочные струйки
Зазвенели над каждым ведром.
Как хлеб к нам пришел?
[/b]Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них припасала: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи.
В одном из музеев, словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому …. 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда –то очень давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!
Выходили на поля…
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода
Мать – земля на целый год.
В каждый дом, на каждый стол
Хлеб пожаловал, пришел,
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Много рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле.
Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!
Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то Он на блюде расписном,
Встретить с честью и почетом, С белоснежным рушником.
Встретить щедро, от души, С караваем соль подносим,
С уважением большим, Поклоняясь, отведать просим.
То гостей таких встречаем – Дорогой наш гость и друг,
Круглым, пышным караваем. Принимай хлеб –соль из рук!
Хлеб и война
[/b]В дыму ленинградское небо,
На горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Хлебная норма для жителей города составляла 200г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей – 125граммов.
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только теперь на Кубани, в исследовательском центре.
Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир.
Прочтем их и мы.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942г. ”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г. ”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942г. ”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942г”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942г ”.
“Умерли все”. “Осталась одна Таня”.
Сказка ложь, да в ней намек
[/b]Корочка хлеба,
Хлебная крошка,
Что это – много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит эти чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью.
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказка о девочке, которая наступила на хлеб
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инга надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы пройти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье. У ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! – заплакала она. – Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Есть хлеб – будет песня
[/b]
Эй, девчушки – хохотушки, Мы в поселке живем,
Начинайте петь частушки, Сушки, пряники жуем
Начинайте веселей, Мы частушек много знаем.
Чтоб порадовать гостей. И сейчас для вас споем.
Прянички печатные, Чтобы вырос колос хлеба,
До того нарядные! Нужен труд десятков рук.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим. Дождик, дождик, поливай -
Будет славный урожай:
Но не сразу стали зерна Будет белая пшеница,
Хлебом тем, что на столе, Будет рожь и чечевица.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Взором радостным объемлю
Он не падает к нам с неба, Даль бескрайнюю полей.
Появляется не вдруг. Слава тем, кто любит землю!
Тем, кто трудится на ней!