Папки-передвижки

Устранение дисграфии. Таблицы

Татьяна Кириченко
Устранение дисграфии. Таблицы
▼ Скачать + Заказать документы

Таблица 1.

А В С Ж З И

Л М Н О Р С

У Ф Х Ш Ы Щ

Э а О Ж З Ш

З Л В У С Э

С Э Щ Ф Ж а

Щ а Р ы У Ш

Таблица 2.

Чем отличается эта таблица от первой? Если в первой были только те звуки, которые при произнесении можно петь, интонировать, то в этой таблице неинтонированые звуки. Их мы произносим четко, отрывисто, с утрированным артикулированием, как будто «Шарик лопнул». Вначале покажите ребенку, как это надо делать.

Порядок работы.

1. Читаем буквы в различном порядке. Просим прочитать буквы из определенной строки или столбика.

Публикация «Устранение дисграфии, Таблицы» размещена в разделах

2. Пишем отдельные буквы, кроме йотированных.

Инструкция: как только ручка касается бумаги, четко и отрывисто поизносишь и дописываешь букву до конца.

3. Пишем буквы Я, Е, Ё, Ю. Инструкции те же, что и при написании согласных.

4. Пишем слоги типа:

- АК, ОТ, УД, ЭГ, ЫТ …

- ЯМ, ЕС, ЁР, ЮН …

- ЯЦ, ЕК, ЁТ, ЮЧ,

- КА, ТО, ДУ, ГЭ, ТЫ …

Инструкция :как только начинаешь писать слог, проговаривай его полностью, как ты делал раньше, при обычном письме. Пока не закончишь писать, тянешь гласную. (Это трудно на первый взгляд. В данном случае объяснение сложнее, чем само выполнение). Необходимо избегать попыток детей тянуть согласный или несколько раз его проговаривать: ДДДО.

- КОТ, ТОК, ГОД, ДУБ, ПОТ …

- Не надо писать слишком много слогов и слов. Задача данного этапа – понять принцип письма и приобрести навык, а автоматизация этого навыка проводится на базе следующих таблиц.

- Не писать пока открытые слоги с йотированными гласными. Эта работа впереди.

5. Задание: самостоятельно составить слова из трех-четырех букв, записать их.

Таблица 2

П Й Ц Т К Ю

е Д Б ё Г П

Ч б Т Я б Ю

Ю К Ц б Г ё

Ц Й Ч Д К Я

Таблица 4

В этой таблице представлены закрытые слоги. Но это не просто слоги, а последние две буквы самых разнообразных слов. Отработка написания этих слогов с утрированным проговариванием является одним из элементов коррекционной работы не только при дисграфии, но и при дизорфографии.

Порядок работы

1. Попросите ребенка читать слоги по строчкам. Количество строчек, прочитанных без ошибок, - рабочая «единица чтения» в этой таблице. Обычно это составляет 2 – 4 строчки. Большое количество материала для работы делать не целесообразно.

2. Читать слоги не спеша, четко и утрированно проговаривая все звуки. Особенно делать упор на последний звук. Не оглушать звуки. Читать так, как написано.

3. После чтения приступаем к письму. Под диктовку ребенок пишет с проговариванием серии 7 – 10 слогов (количество слогов зависит от тяжести нарушения и работоспособности).

4. Затем предлагаем отгадать – от какого слова могли оторваться эти две буквы. Причем в первую очередь вспоминаем слова, где эти буквы стоят в конце слова. Подскажите, если ребенок затрудняется, дальше ребенок сам справиться с заданием. Запишем только односложные или двусложные слова без стечения согласных и без мягких согласных.

5. Теперь можно записать те слова, где эти буквы стоят в середине. ОВ – сОВа.

6. Термин «слог» специально не употребляется на стадии поиска и записи слов, потому что совсем не обязательно эти две буквы будут в слове слогом. Например: АБ – крАБ, ОВ – сОВа.

7. Все выше перечисленные упражнения выполняются на тех 2 – 4 строчках, которые ребенок читал.

8. Затем та же работа проделывается с остальной таблицей. На эту таблицу уходит 3 – 5 занятий.

Таблица 3

А Я Ш Г С О

Ё Ц Й К ё П

Ю У б т п Ч

п Д Ф ы ч у

а ш ю я д Л

М З С Щ Н б

д з щ м ы ц

Ю е Э Р и ш

аб ол ёг ок ог юз ув эж ар

ык эн эщ од эр ёт уд ил ыд

ац ёв ущ уж ош ег эх ыф ор

ощ ал ом ём аз эф ёз ев юм

иг ос эд эч ег ёт юд ак ен

ел ёс ож иш эк ус ум яр ед

юс ез эп ук ащ эв ун ох яц

ов оц ёд ух эм уч эс юг ем

ам ут им ыщ яд он ёг уг эр

оз ур об ыс ям ещ ик ад ёл

оч яв юш эб ющ ыт юц ас

ёщ юл яс ым уз ян ыз ел уф

яз эг юр ив ех аг ер еф уп

уц яц ич ыб еч ыр эз ык аж

оп ек ын ях ач иф ах ящ ир

ёц ид ул ыв ёш як ыж ец ес

ип ет еш ют ыц юв яг юф ан

ыг ыл ёф эл ищ ат ис эц юн

ящ от ит юх из ят ёч аф уб

ых ав ыч ин юк ыш ёк ял ап

уш юч оф эш ёх яф яч уз ад

ус ел ос ор ён ав яв эп он

ТАБЛИЦА 5

Порядок работы.

1. В таблице открытые прямые слоги. К этому занятию ребёнок уже должен понять принцип письма с проговариванием и в основном правильно писать слоги.

2. Вначале работаем по первому варианту таблицы. Таблица разделена на две части. В первой – слоги с длительными согласными, которые можно «пропеть». Во второй – с согласными, которые «петь» невозможно.

Сначала отрабатываем чтение первой части. Читаем по одному слогу, по строчкам. Затем пишем эти слоги (частично эта работа уже велась при работе над Таблицей 1). Следите за правильность проговаривания.

3. Затем просим ребенка найти спрятанные в первой части слова: ЛУНА, МЫЛО, НОСЫ … Он находит эти слова и пишет их.

4. Предлагаем вспомнить слова, частью которых являются эти слоги (слова только двусложные). Например: ЛЫжи, фаРЫ, Рука. Если это задание вызовет затруднение, помогите.

5. В такой же последовательности проводится работа во второй части таблицы. Делается это на следующем занятии.

Убедившись, что написание с проговариванием слогов и двусложных слов усвоено, переходим ко второму варианту таблицы.

У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, часто нарушена слоговая структура слова, им трудно воспроизвести ритмический рисунок слова, фразы. Они не чувствуют ударения в слове, а значит, неизбежны ошибки в написании безударных гласных. Чтение часто носит «угадывающий» характер. При выполнении предлагаемых упражнений «угадывание исключается». Ребенок вынужден удерживать свое внимание на читаемом «слове» до конца. А также немаловажно, включить свое воображение.

-Представь себе, что мы, например, папуасы. Наш язык непонятен окружающим, но мы с тобой понимаем друг друга прекрасно. Вначале потренируемся. Читаем по два слога с ударением на первый слог: СЫмо, НУлы, СЭжу… (Читаем с ребенком по очереди). Затем меняем ударение, очередь, увеличиваем слово до трехсложного.

Таблица 5

СЫ МО НУ ЛЫ СЭ ЖУ

НО ЗА ЛЫ ША ЩИ ВУ

СЭ ФЫ РЫ ШУ ХА СО

МЫ ЛУ НА ЖО СЫ МА

ЛО ЗУ ШУ РУ ХО ЩА

Таблица 5

ГА ДО КУ ПЫ ТО ЧУ

ЦО ЧА БЭ ГЫ ДО КЫ

ПО ТЫ ГЕ ДЁ ТЮ ДЯ

БИ ПЕ ТЯ ТЁ КИ ДИТАБЛИЦА 6 (два варианта) (контрольная)

Эта таблица, как и третья, является контрольной. Здесь можно использовать любые формы работы:

- Утрированное чтение и письмо (под диктовку) с проговариванием по строчкам, столбикам и диагоналям;

- чтение «по – дикарски»;

- запись двусложных «дикарских» слов под диктовку и списывание;

- вспоминаем слова, частью которых являются эти слоги (упражнение можно проводить в виде соревнований со сверстниками); записываем эти слова, если они имеют не больше двух слогов.

Можно придумать много всяких видов упражнений. Например, фишки или кости

Основным условием является утрированное чтение и письмо с усиленным проговариванием. Необходимо следить за артикуляцией. К этому занятию должны появиться элементы самоконтроля за четкой артикуляцией. Первый вариант таблицы особенно полезен для детей, у которых много ошибок на смешение согласных, близких по звучанию (глухие – звонки

Талица 6

сы зо ты да сё зю

ну ге ку жу ша ме

тя цо бы пу дэ ту

рэ ла пё бе во фу

се зо те ды вы фа

ря су фэ ва зи сю

вю фе ку гю хы га

гу кы пы ба ге кё

ча ти ка ве мё хё

ще чи та ца во фу

ро хи де тю щи че

дю ты зё се тё тя

фе вё пя щё си щу

сы ву ню га вы фи

не ги ха цу хя чи

СЫ МО ТЫ ЛЫ СЁ ЖЕ

НУ ЗЕ КЮ ЖУ БЫ МЕ

СЭ ЦО БЫ НО ДЭ ФЫ

РЭ ЩИ ПЁ ХО ЛИ ТЮ

ЖО ЗО ТЕ ЗИ ВЫ КО

РЯ СУ ФЭ ДЫ РЕ СЮ

ВЮ КЁ БУ ГЮ ХЫ ЛЯ

ГУ НА ПЫ ШО ГЕ ВЭ

ЧА МИ КА ВЕ МЁ ХЁ

ЩЕ РЫ ТА ЦА БЭ ФУ

РО ХИ ДЕ БИ МЫ ЧЕ

ДЮ ТЫ ГО СЕ НЁ ТЯ

ФЕ ТЁ ПЯ ЩЁ СИ ЩУ

СЫ ВУ НЮ ГА ЗА ФИ

НЕ ГИ ХА ЦУ ХЯ ЧИ

ТАБЛИЦА 7

Из опыты работы можно сказать, что эта таблица вызывает наибольшие затруднения. Происходит это потому, что употребление мягкого знака на письме (как смягчающего, так и разделительного) дает большего всего ошибок у детей с недоразвитием письма. Если у ребенка есть трудности с написанием мягких согласных, не связывайте его с устным фонетическим разбором.

Порядок работы. Выясните, различает ли ребенок на слух твердые и мягкие согласные (смягчение должно быть вызвано Ь). Проведите серию упражнений на развитие фонематического восприятия:

- Хлопнуть в ладоши, когда услышит изолированный гласный звук;

- то же самое с заданным звуком в слоге, слове;

- отобрать картинки, в названии которых есть Ь.

- Игры с мячом.

1) Вы называете закрытый слог, а ребенок называет этот слог, но с Ь в конце: АН – АНЬ.

2) Вы называете слово без Ь, а ребенок называет это же слово, но с Ь в конце (КОН – КОНБ, СТАЛ – СТАЛЬ).

3) То же самое в обратном порядке – ребенок убирает Ь и называет новое слово.

4) То же самое, но Ь вставляем в середине слова (БАНКА – БАНЬКА, ПОЛКА – ПОЛЬКА). Детям, которые делают особенно много ошибок, стоит предложить упражнения с включением движений.

Инструкция: Стоя или сидя (при наиболее тяжелых нарушениях – лучше стоя и в движении) сгибаете перед собой ведущую руку в локте под прямым углом в локте и просите ребенка сделать также. Теперь попросите ребенка представить, что он едет на велосипеде или на роликах (что ему ближе). Утрировано произносите слово, одновременно двигая рукой:

ПОЛЯ – рука движется по прямой, плавно, «едешь по ровной дороге».

ПОЛЬКА – делаем акцент при произнесении мягкого знака, рукой производим ныряющее движение, «словно в ямку въехал». Момент «попадания в ямку» надо прочувствовать всем телом, не только рукой. Таким образом, в процессе работы мы включаем и двигательные ощущения.

ПОЛЬЮ – то же, что и в слове ПОЛЬКА. Ребенок повторяет все движения вместе с вами, а затем таким же способом проговаривает слоги и слова, вызывающие затруднения. При особенно большом количестве ошибок в словах с Ь имеет смысл всю таблицу проработать с движениями. А также и все слова с Ь, которые вы дадите для чтения и письма.

- При первом чтении таблицы лучше Ь закрыть и попросить прочитать букву без Ь, а затем с ним. Таким образом, получится: С – СЬ, Л – ЛЬ, М – МЬ и т. д.

Мягкий знак закрыт, и ребенок начинает произносить звук твердо. Затем Ь постепенно открывается, и ребенок, не останавливаясь, переходит в произношении на мягкий вариант.

Например: ММММММММЬ. Берутся только согласные из Таблицы 1 (интонированные).

Те же действия помогают выполняются и при письме во время проговаривания.

Все эти действия помогают лучше почувствовать разницу между твердыми и мягкими согласными, как бы «пропустить эту мягкость через себя». Эти упражнения не сложны. Их описание занимает больше времени, чем выполнение.

Таблица 7

СЬ ЛЬ МЬ БЬ ВЬ ДЬ

ЗЬ КЬ НЬ ГЬ ПЬ РЬ

ТЬ ФЬ ХЬ МЬ СЬ ДЬ

ВЬ ЛЬ КЬ НЬ ТЬ ЕПЬ

ОНЬ ЕЛЬ АВЬ ОВЬ ЯВЬ ЁНЬ

ОБЬ АТЬ ЕРЬ УНЬ АЛЬ ЫТЬ

ЮНЬ АСЬ УСЬ ОМЬ ЕСЬ ОТЬ

ИНЬ ЯСЬ ЕЗЬ ЁДЬ ИТЬ ИВЬ

ОПЬ ЕРЬ ЕМЬ ЯДЬ ОЛЬ АЗЬ

ТАБЛИЦЫ 8, 9

Эти таблицы служат для отработки навыка утрированного чтения с проговариванием.

Порядок работы.

- Чтение слогов Таблице 8 по одному слогу) по строчкам, по столбикам, по диагонали, ступеньками.

- В Таблице 9 приведены слоги со стечением согласных. Здесь, кроме обычного чтения, можно использовать «инопланетянское» - по и по три слога с ударением в разных позициях.

o Игра «Добавь буквы».

Выбрать слог (намеренно или случайно, добавляя буквы с одной или с двух сторон, образовать слово.

- Писать слоги – под диктовку, списывая. Необходимо использовать все виды работ в зависимости от проблем ребенка, выявленных при обследовании.

- Писать слова, которые получились в игре «Добавь буквы» (только из одного и двух слогов).

Обратить особое внимание на чтение и письмо слогов и слов с мягким знаком. Если ребенок будет допускать ошибки, попросите его вспомнить упражнения с движением (из Таблицы 7).

Таблицы 8, 9

ми уто оса ита эко уха

око ымо азу алы ено яма

эво иго яу осы ёса ухо

ыло ала это усы ото еда

ела юла эхо ума

или ычи оба ода яга очи

ами оля авя уме ызи эля

ётя еце юня ече яря афе

юри или унья яму ёте ица

атя ожи аля ещё овя ылья

ельё они опе эхи иди ечу

ёма обью оси ица ётю осью

убью еду алё юни аре юси

ми узя ыши адья ищи ужи

БРА ВНЕ ГНИ ДРО ЖНИ ЗРЯ

КНО ЛЬНО МНЕ НРА ПНЕ РВА

СТО ТЩЕ ФЛА ХРА ЦВЕ ЧРЕ

ШМЕ СПО ЦКО ДНИ ГРО ВЛО

ЖМИ ЗНО КЛУ ЛЬТО МНО ХЛО

ФРА ПТИ СЦЕ МЩУ ХВА ЖНО

ПЛА БРЕ ВЗЯ ГЛЁ ДЛЯ СЛЁ

ПЛЮ СТЫ ЗДНО КЛЯ ШЛО СЪЕ

ВЪЕ ЛЬЗЯ БРЫ ЖВА ЧЬЯ ТРУ

ЗВУ ЦВИ ВЧЕ МЦЫ ДЦЕ ТЩЕ

ТАБЛИЦА 10

Это контрольная таблица

Если до сих пор ребёнок справлялся со всеми заданиями успешно, четко артикулирует при чтении, усвоил письмо с проговариванием, вы можете на этой таблице долго не задерживаться. Выберете саамы сложные слова и подиктуйте их. Затем списываем (15-20 слов).

- Найти (работа устная) в таблице слова, где в конце слышится один звук, а пишется другой.

Совет:

Очень хочется, чтобы все получилось быстро, без задержек. Появляется желание ускорить ход занятий. И здесь есть опасность игнорирования ошибок, пусть даже и не частых.

Не спешите!Не оставляйте без внимания чтение с вялой артикуляцией, письмо с неправильным проговариванием. Лучше немного задержаться и отработать как следует то, что вызывает затруднения, чем накапливать ошибки.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Создание дизайнерской одежды с использованием морфологической таблицы»Конспект НОД «Создание дизайнерской одежды с использованием морфологической таблицы» Конспект НОД по теме «Создание дизайнерской одежды с использованием морфологической таблицы» Подготовила воспитатель Киселева Татьяна Федоровна.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Развивающие логические игры-таблицыРазвивающие логические игры-таблицы Развивающие логические игры – таблицы - это набор упражнений на развитие логического мышления. Варианты игр: «Мельница» Играют двое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устранение дисграфии. Таблицы
Опубликовано: 16 июня 2023 в 08:25
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устранение дисграфии. Таблицы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кириченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД