Папки-передвижки

Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников

Инна Суворова
Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность, как качественная характеристика речи. Монотонная невыразительная речь делает дошкольника неинтересным собеседником, нежелательным участником разных видов деятельности. Ребенок будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников, не сможет высказать полноценно свои мысли и чувства, проявить творчество, показать свою индивидуальность. Все это приведет к замкнутости, обособленности и, как следствие, к снижению самооценки личности.

Публикация «Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников» размещена в разделах

На протяжении своей педагогической деятельности, я придаю особое значение развитию выразительности речи старших дошкольников, широко, используя произведения устного народного творчества. К нему относят произведения разных видов и жанров. Потешки, прибаутки, тексты песенок помогают детям понять напевность и ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость, выразительность языка; показывают, как богат родной язык юмором, живыми образными выражениями, эпитетами, сравнениями, фразеологическими оборотами. Устное народное творчество отличает традиционность языка, что способствует быстрому запоминанию детьми типичных средств выразительности. А импровизационность исполнения позволяет дошкольникам использовать освоенные средства свободно и творчески.

Для большинства старших дошкольников характерно общеположительное отношение к произведениям устного народного творчества; особенно к сказкам, которые являются любимым жанром дошкольников. Вместе с тем интерес к данным произведениям недостаточно глубок и мотивирован. Детей в основном привлекает позиция «слушателя». При восприятии фольклорных текстов дошкольники ориентируются в основном на содержании, недооценивая красоту формы и выразительность исполнения.

Направленность работы с детьми состояла в том, чтобы постепенно перестроить позицию ребенка с позиции «слушателя» произведений устного народного творчества на позицию «рассказчика – артиста», а затем «исполнителя-импровизатора».

В группе был организован ориентирующий модуль развивающей среды, предусматривающий широкое ознакомление детей с фольклорными произведениями. Дети знакомились с некоторыми сведениями о жизни, быте и обычаях русских людей. Организовывались сюжетно – ролевые игры, игры драматизации и театрализации прибауток и сказок.

В беседах о прослушанных произведениях предлагалось выразить свое отношение к героям, событиям, установить последовательность событий, понять мотивы поступков

- задавались вопросы – что произвело наибольшее впечатление, особенно запомнилось, ярче представляется;

- назови эпизод – самый страшный, самый весёлый, тот, который удивил…

- «Расскажи всё о своём герое»

- Использовались приё мы: словесное рисование в двух вариантах – «Иллюстрация к тексту», «Обложка к сказке».

Затем дети переходили к ролевым диалогам по иллюстрациям к русским народным сказкам «Крошечка-хаврошечка» и «Гуси-лебеди» - иллюстративное изображение героев, обстановка их встречи и другие детали, помогали детям представить образы. Исполнялись ролевые диалоги без наглядности по сказкам «Заюшкина избушка», «Сестрица Алёнушка».

Основная задача второго этапа – формирование позиции «рассказчика-артиста».

1) В беседах о прослушанных произведениях использовался приём «предположений» К. С. Станиславского («если бы, как будто», который помогал ребёнку встать на позицию героя, понять его состояние, глубже осознать, «пропустить через себя» мотивы его поступков.

2) Приём «Смешанного комментирования» эпитета «Тёмный лес».

Педагог: услышишь «тёмный лес» и сразу понимаешь: героя ждут испытания в этом дремучем лесу, где не светит солнце, не растут яркие цветы, не слышно пения птиц. Здесь нет людей, а за каждым деревом может ожидать встреча со страшным чудовищем.

Разработанная игра «Как в сказках говорится» - дети упражнялись в подборе устойчивых эпитетов к изображениям: поля, травы, леса, моря, девушки и т. д. – детям раздавались соответствующие карточки (чисто поле, сине море, красно солнышко и т. д.).

- Далее дети знакомились с принципами метафорического переноса и сравнения объектов для их образной характеристики.

- «Птица, как стрела летит», - Даня С.

- «Конь быстро, как птица летит», - Кристина.

- Перо, огонь, солнце – «Перо жар-птицы, как огонь горит. Как солнце ярко, жарко светится» - Матвей.

Побеждает тот, кто придумает самые красивые необычные высказывания.

В беседах дети отличали, использование каких средств интонационной выразительности делает исполнение ярким, запоминающим. Как интонация влияет на передачу содержания текста, образов героев, и как с её помощью передаются чувства и эмоциональные состояния героев.

Основной приём – совместный с детьми поиск адекватной интонации для исполнения прибаутки и сказки.

Развитию умений самостоятельного использования средств интонационной выразительности способствовали образно-игровые этюды «Заклятье бабы-яги» - задача этюда определялась от имени Бабы-яги, которая накладывала на детей заклятье, разрешая им пользоваться только интонацией (без слов, или невербальными средствами (без голоса).

Игровая задача повышала интерес к заданию, влияла на улучшение качества результата.

- Затем освоили умение с помощью интонации выражать вопрос, восклицание, просьбу, жалобу, сказочного героя.

- Серии заданий «Секреты волшебницы речи» и «Заклятье Бабы-яги явились необходимой подготовительной работой перед самостоятельным исполнением детьми фольклорных произведений, что стало содержанием следующей ступени работы.

В конце второго этапа использовалась творческая игра «Тридевятое царство, тридесятое государство». Для нее был разработан специальный материал: карта сказочной страны с символическим изображением на переднем плане реального мира, который полосой темного леса отделялся от фантастического мира. К карте прилагался набор плоскостных изображений героев и предметов для режиссерских и театрализованных игр с постепенно усложняющимися заданиями.

Основным содержанием работы на заключительном третьем этапе стало развитие умения импровизировать по мотивам фольклорных произведений.

Эта работа началась с развития информационно - содержательных умений, в первую очередь, умению придумывать образы героев и чудесные предметы, поскольку они особенно важны для создания собственной оригинальной сказки. Использовались задания под объединенным названием «Наши новые герои и чудеса».

Дети рассказывали о сказочных предметах, объясняя их названия: (скатерть-самобранка, ковер-самолет, гусли-самогуды, топор-саморуб, прялка-самопрялка, сильная и обессиленная вода). Затем детям предлагалось придумать внешний вид предметов, принципы их действий необходимости определенным героям их волшебной силы – миниатюры стали разнообразными, образы приобрели личностно-окрашенный характер. Дети стали не только придумывать волшебную силу предметам, но и сами новые волшебные дары (клубочек-самодорожный, сучок-путевичок, цветик-ясносветик, яичко-самокатное и т. д.)

- «Наши новые герои и чудеса» -придумывание образов разных сказочных персонажей: героев, злодеев, помощников. (вначале использовались иллюстрации, они помогали описать чудо-юдо, Деревянного Орла, Месяца-Месяцовича и т. д.)

Серия заданий «Что было бы, если…» - продолжалась работа по развитию умений антиципации – опережающему планированию дальнейшего хода сюжетных событий путем комбинирования, использовалась игра «Тридевятое царство, тридесятое государство». (Предлагался вариант фантастической гипотезы о последствиях необычной встречи с героями или предметом из другой сказки.)

-Возможные встречи с персонажем-помощником (волком, медведем) - это позволяло легко придумать сказочную ситуацию по аналогии с хорошо известной, не меняя последовательности событий исходной сказки.

-Предполагаемая встреча с менее традиционным персонажем (Золотой рыбкой, Змеем- Скарапеем, Говорящей пчелой, Морским царем).

Важно, что дети использовали характерные средства языковой выразительности.

Например, придумывая действия сказки «Две сестры» дети употребляли традиционную лексику (чисто поле, царство-государство, ум-разум и др., типичные обращения (пчела – матушка).

Продолжала нарастать интонационная выразительность речи детей. Они свободно использовали силу голоса, темпо ритм речи для передачи образов героев.

Дети овладели основными принципами сюжетного комбинирования. Они сумели определить и раскрыть тему своей импровизации, придумать новые или конструировать знакомые образы, отбирать адекватные средства выразительности, монологи детей стали более объемными подробными и выразительными.

Вся эта работа позволила детям освоить позицию исполнителя импровизатора по мотивам русской народной сказки, который может придумать новое оригинальное содержание, выбрать и использовать адекватные ему средства речевой выразительности.

На III этапе продолжалось углубление позиции «Исполнителя-артиста».

Анализ результатов исполнительской деятельности свидетельствовал о значительном улучшении вербальной и невербальной выразительности.

Все свободно и широко использовали традиционные средства выразительности народно-поэтического языка. Значительно обогатилась лексика, усложнилось и разнообразилось синтаксическое строение предложений. Очень важно, что речь детей стала более эмоциональной и личностно-окрашенной. При чем, выразительность, как качественная характеристика детской речи стала проявляться не только при исполнении хорошо известных произведений, но и при импровизированном рассказывании и самостоятельном придумывании собственных текстов по мотивам русских народных сказок.

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.

Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка 1. ОСНОВНОЙ ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ГЛАВНОЕ ИНТОНАЦИОННО-ЗВУКОВОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ Цели работы: расширить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников
Опубликовано: 23 октября 2013 в 13:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Суворова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД