Гурома Виктория Алексеевна
Условия становления собственной педагогической готовности к развитию творческой игры старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Условия становления собственной педагогической готовности к развитию творческой игры старших дошкольников
Аннотация: В статье рассматривается необходимость развития игровой компетентности педагогов, представлены организационно-педагогические условия и пути повышения уровня готовности к организации детской творческой игры. Отмечается роль и значение игровой деятельности в дошкольном образовании и развитии личности ребенка.
Публикация «Условия становления собственной педагогической готовности к развитию творческой игры старших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: Игровая компетентность, свободная игра, игровая деятельность, педагогическая готовность.
Необходимость развития собственной игровой компетентности находит своё отражение в предъявляемых требованиях к педагогу, обозначенными в пункте 3.2.5 настоящего Профессионального Стандарта педагога ДОО, условия для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Роль и значение организации игровой деятельности заявлено в нормативно-правовых документах: в содержании ФГОС ДО игра рассматривается с позиции установления правил взаимодействия и построения вариативного развивающего образования (пункты 1.2.4, 2.7, 3.2.5(2.4., 4.6); ст. 64 п. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» детская игра лежит в основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Общего Комментария к статье 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру; СанПиН 2.4.1.3049-13 11.8. На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 часов.
Направленность на игру, игровые умения и позиция педагога в игре являются основой для освоения профессиональной компетенции, как видно на рисунке 1, помимо имеющегося багажа когнитивных представлений о значимости, роли, неотъемлемой части дошкольного детства, а также условий организации игровой деятельности, чрезвычайно важно обладать методами и приемами руководства сюжетно-ролевыми играми адекватными возрастным и индивидуальным особенностям детей.
ОО
По мнению Смирновой Е. О. для реализации образовательной программы, построенной на игре, воспитанники овладевают игровыми умениями. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту. Взрослый обеспечивает наличие условий для возникновения игры, способствующие овладению детьми игровыми умениями. Одно из условий – организация эффективного взаимодействия в процессе игровой деятельности. К условиям которые создает воспитатель при планировании и организации игровой деятельности, можно условно разделить на группы : руководство совместных игр, способы игрового общения, развитие умения договариваться и общаться на тему предстоящей игры.
Педагогические умения грамотно организовывать игровую деятельность, включают в себя следующие компоненты: ценностно-мотивационный (мотив, цель, ценностные установки, интерес); функциональный компонент (знания о способах организации игры, моделировании и решении педагогических задач); коммуникативный (выбирать оптимальный стиль общения с детьми, организовывать и поддерживать диалог); рефлексивный компонент (умение сознательно контролировать результаты своей деятельности).
Условиями развития собственной профессиональной игровой компетентности рассматриваем, как моделирование стратегии повышения уровня готовности педагогических работников к руководству сюжетной игрой, включающая в себя ключевые структурные компоненты. Эффективно использование интерактивных форм по просвещению педагогов по заданной тематике, деловое «организованное» общение положительно влияет на развитие специалиста. Структуру готовности педагога рассматриваем как мотивационную, содержательно-операционную и рефлексивную готовность педагогов. Компетентно выстроенная система интерактивных форм взаимодействия с воспитателями позволит сформировать готовность педагога к организации игровой деятельности детей.
Список литературы
1. Короткова, Н. А.
Сюжетная игра дошкольников [Текст] / Н. А. Короткова. - Москва : ЛИНКА-пресс, 2016. – С. 15-23
2. Лотова, И. П. Модель формирования профессионально-игровой компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / И. П. Лотова// Образование личности. – 2015. – №4. – С. 44-53.
3. Недвецкая, Т. М. Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования [Текст] / Т. М. Недвецкая, О. В. Леганькова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 78-83.