Оксана Здобнова
Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению Ожегова С. И., педагогическое условие – это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса.
Значительная роль в развитии диалогической речи является сюжетно-ролевая игра.
Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать условия.
Публикация «Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Одно из условий, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует следующее условие организации сюжетно-ролевой игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Следующее условие организация сюжетно-ролевой игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Однако, эти условия «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.
Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной игры дошкольников.
Ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:
– ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Следовательно, знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;
– знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
– в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Комплексный метод можно также рассматривать как одно из условий использования сюжетно-ролевых игр. В исследованиях Е. В. Зворыгиной представлен комплексный метод руководства игрой, включающий в себя 4 основных компонента. Первый компонент метода – это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». На занятиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание, по мнению автора, при определенных условиях может стать источником возникновения замысла игры детей.
Второй компонент метода – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры-шутки, игры-загадки, разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – все то, что обеспечивает усвоение ими способов воспроизведения в игре действительности.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда, как считает автор, должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы выделили следующие условия проведения сюжетно-ролевой игры как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста:
- разнообразие игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых;
- разнообразие сюжетов;
- чтение художественной литературы, походы в театры, экскурсии;
- расширение тематики игр, углубление их содержания;
- грамотно организованная игра;
Игровая обстановка (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают недостающие);
- воспитатель-партнер;
- формирование игровых умений;
- каждый играющий должен иметь право на инициативу;
- банк сюжетно-ролевых игр;
- усложнение сюжета.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие диалогической речи детей в сюжетно-ролевой игры зависит от определенных условий. Педагог задает тему и направляет игру в нужное русло, тем самым руководя не только игрой, а еще и процессом формирования у детей личностных качеств, руководит воспитательным процессом.