Людмила Гребенюк
Условия организации факультативного обучении английскому языку старших дошкольников, посещающих группы ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Условия организации факультативного обучении английскому языку старших дошкольников, посещающих группы ЗПР.
Выполнила Гребенюк Л. В.
План:
Теоретическая часть:
1. Актуальность проблемы
2. Обзор психолого–педагогической литературы - концептуальные методические положения.
2.1 Цели обучения английскому языку
2.2. Практические цели обучения иностранному языку
Публикация «Условия организации факультативного обучении английскому языку старших дошкольников, посещающих группы ЗПР» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
2.3. Основные принципы ознакомления старших дошкольников с английским языком.
2.4. Психологические особенности старших дошкольников
2.5. Игры в обучении дошкольников английскому языку.
Практическая часть
1. Краткое описание факультативного курса английского языка для детей ЗПР старшего дошкольного возраста
1.1. Необходимые условия для организации
1.2. Содержание и структура курса
1.3. Технологические моменты обучения и воспитания в рамках курса
2. Игровой материал:
Ряд игр и игровых заданий, которые могут быть использованы для закрепления лексики и речевых образцов, для формирования навыков устной речи, как форма самостоятельного общения детей на английском языке.
Список использованной литературы
Теоретическая часть
1. Актуальность проблемы
Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов в рамках системы непрерывного образования, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе – развитие основ коммуникативной компетенции.
Обучение английскому языку 5-7 летних детей вызвано также и стремлением использовать возможности сензитивного возраста, наиболее благоприятного для овладения языком, как родным, так и иностранным.
В настоящее время, появился некий «социальный заказ» на дошкольников, знакомых с иностранным языком, но, несмотря на достаточное количество программ и разработок в этой области, полноценно и официально реализовывать их в рамках дошкольных учреждений могут очень немногие.
Выходом из существующего положения стало:
1. Появление дополнительных факультативных занятий по иностранному языку в пределах ДОУ
2. Ознакомление дошкольников с иностранным языком на подготовительных к школе курсах на базе МОУ.
3. Альтернативные клубы, центры, школы (Диво, Лада, Denis School)
Существенными и очень распространенными недостатками обучения дошкольников иностранному языку в некоторых подобных организациях являются : отсутствие опоры на индивидуальные особенности детей, использование форм, методов и приемов не ориентированных на дошкольный возраст и недостаточная квалификационная подготовка педагога – часто это школьные учителя предметники.
Особое внимание в этой ситуации следует обратить на детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании под контролем логопеда и дефектолога, так как обучение иному произношению, грамматике и построению иностранной речи; особенности организации занятий, нагрузки - без соответствующей подготовки и информированности педагога могут «свести на нет» все усилия коррекционной работы в дошкольном учреждении.
2. Обзор психолого–педагогической литературы - концептуальные методические положения.
2.1 Цели обучения английскому языку
Существует целый ряд методически разработанных и практически апробированных программ обучения как младших, так и старших дошкольников, в том числе и шестилетних первоклассников, иностранному языку. В них авторами отмечается, что обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Это предполагает, прежде всего развитие у детей творческой самостоятельности, активности, умения жить в коллективе, воспитания положительного отношения к выполняемой деятельность. Такой социальный заказ определяет целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих целей
Воспитательные предполагают: формирование навыков учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи, воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, доброжелательного отношения к другим народам и странам. Навыки межличностного общения.
Развивающие предполагают: развитие у детей мышления, эмоций, памяти, внимания, воли, памяти, познавательных и языковых способностей, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Практические состоят в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке, в рамках тематики, предложенной программами, и в приобретении элементарных страноведческих знаний.
2.2. Практические цели обучения иностранному языку
Обучение аудированию.
Старшие дошкольники должны понимать на слух иноязычную речь в среднем темпе в предъявлении педагога, и в звукозаписи, построенную на программном языковом материале, отражающем игровую, учебно–трудовую и бытовую сферы деятельности. У детей должен быть сформирован такой уровень понимания иноязычной речи, который позволяет выполнять обращенные к ним просьбы педагога и сверстников, отвечать на вопросы, выражать понимание репликами согласия, несогласия, одобрения, неодобрения. Материал для аудирования может представлять собой простое или развернутое высказывание, элементарный текст в форме краткого описания и рассказ педагога. Длительность звучания текста не должна превышать полминуты. Дети также должны понимать указания педагога, связанные с ведением урока.
Обучение говорению
. Диалогическая речь. У дошкольников должны быть сформированы навыки решения элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях: вопрос – ответ, просьба – ответная реакция, распоряжение и другие реплики. Дети должны уметь отвечать на вопросы различных видов: общие и специальные, самостоятельно задавать вопросы, выражать согласие, одобрение, опровержение услышанного. Темп речи индивидуален, количество реплик в диалоге не менее двух на каждого собеседника.
Монологическая речь. Дошкольники должны уметь высказываться в соответствии с представленными коммуникативными ситуациями в пределах программного языкового материала. Объем высказывания не менее трех фраз. Высказывание может представлять собой описание (картинки, предмета, внешности и др., рассказ (о друге, члене семьи, домашнем животном).
Обучение письму, знакомство с буквами, и, соответственно, обучение чтению у дошкольников не предусмотрено
Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико–грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки, песенки и игры, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.
2.3. Основные принципы ознакомления старших дошкольников с английским языком.
1. Принцип комплексной реализации целей; развивающих, воспитательных и образовательных.
2. Принцип коммуникативной направленности.
Его основная функция создание условий коммуникации : мотивов, целей и задач общения.
3. Принцип осознанного овладения иностранным языком.
Не только знание и понимание характеризует сознательность, но и тот смысл, который этот материал приобретает для ребенка.
4. Принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия.
Основная его функция состоит в максимальной реализации индивидуальных способностей каждого через коллективные формы взаимодействия.
5. Управление формированием у детей иноязычных навыков и умений: сначала низших звеньев речевой деятельности и лишь затем высших за счет отработки речевых операций на уровне речевых действий.
6. Принцип активности.
Определяет творческий характер включения дошкольника в речевую деятельность.
7. Принцип доступности и посильности.
Предполагает учет специфики и возможностей возраста, что обуславливает как выбор содержания обучения и минимизацию языковых средств, так и учет типа ведущей деятельности – игры, учет типичных коммуникативных и познавательных потребностей и средств их удовлетворения.
2.4. Психологические особенности старших дошкольников
Для того, чтобы успешно решать поставленные задачи обучения иностранному языку в условиях детского сада компенсирующего вида, в частности с коррекцией ЗПР, педагогу, прежде всего, необходимо знать психологические особенности старших дошкольников с диагнозом ЗПР и без него.
2.4.1. Старший дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка : шестилетки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
В шестилетнем возрасте при полноценном и своевременном развитии ребенка, происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой к учебной, но наиболее естественными являются игровые ее моменты, так как этом игра сохраняет свою ведущую роль. Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умения видеть цель и действовать в соответствии с правилами, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Старшие дошкольники любознательны. При восприятии материала склонны обращать внимание на яркую подачу, эмоциональную окраску. Внимание отличается неустойчивостью – дети могут произвольно сосредоточиться лишь на несколько минут, и не воспринимают длительных (более 2-3 минут) монологических объяснений педагога.
Шестилетки импульсивны и быстро утомляются – спад учебной работоспособности наступает приблизительно через 10 минут.
Преобладает непроизвольное запоминание – хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Воображение старших дошкольников достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному.
Шестилетки очень общительны и любят находиться в группе сверстников, из различных видов общения со взрослыми предпочитают личностное.
Среди старших дошкольников наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии. Это определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду.
2.4.2 Задержка психического развития - это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызван различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими повреждениями ЦНС. У детей ЗПР отмечается сниженная работоспособность, вследствие возникающих у них явления церебростении, психомоторной возбудимости, расторможенности. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов, или в условиях затрудняющих восприятие (необычное положение объектов, и т п). Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также нарушения речевых функций.
ЗПР особенно ярко проявляется к концу дошкольного возраста, когда обнаруживается: недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствие познавательных и преобладание игровых мотивов, несформированность произвольного поведения, отставание в развитии речи.
Но, у детей с ЗПР, недоразвитие высших психических функций носит временный характер, они всегда способны использовать коррекционную помощь, оказанную в процессе работы, усваивают принципы решения познавательных задач. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями для дальнейшего развития.
Работа педагога по обучению таких детей английскому языку должна строиться в тесной взаимосвязи с дефектологом и логопедом; с учетом актуальных и ближайших зон развития и корректироваться, согласно индивидуальным особенностям.
2.5. Игры в обучении дошкольников английскому языку.
Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Ведущим типом деятельности дошкольника является игра. В игре находят отражение все достижения в его развитии, именно этот тип деятельности определяет развитие ребенка. В процессе обучения английскому языку игра выступает как средство организации совместной деятельности, создает условия реального общения.
Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-то сказать, спросить, выяснить, чем-то поделиться с собеседником. Игра отвечает на вопросы «почему?» (мотив) и «зачем?» (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, дети наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. В то же время, в искусственно создаваемых ситуациях, когда все реальные задачи общения могут быть решены ребенком на родном языке, общение на английском - всегда условность, и чем точнее будут соблюдаться законы (правила) игры, тем эффективнее будет иноязычное общение.
Игра является психологическим оправданием перехода на другой язык. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает мотивацию изучения языка детьми.
В дошкольном возрасте усвоение новых заданий в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится. Игровая деятельность увлекает ребенка, дает неисчерпаемые возможности воссоздать самые разные отношения, формы общения. Дошкольники с удовольствием исполняют роли людей и сказочных персонажей. У детей происходит развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживить полученное извне, создавать яркие образы увиденного и услышанного.
Игра – это наиболее подходящая деятельность (прием) для обучения дошкольников иностранным языкам, так как соответствует психологической природе предмета и возрастным особенностям детей.
При обучении детей иностранным языкам возможно использование таких типов игр, как: дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-забавы, в том числе и музыкальные и т п.
Воспитывая лучшие свойства личности у детей, важно, чтобы в играх дети видели неагрессивные типы общения, научились вести диалог и считаться с мнением товарищей.
В настоящее время, обучение дошкольников иностранному языку теоретически обосновано и методологически разработано большим количеством исследователей и практиков (см список литературы). Это дает возможность, проанализировав различные методики и основные теоретические положения, создать адаптированный курс по обучению английскому языку дошкольников с некоторыми психофизическими особенностями.
Практическая часть
1. Краткое описание факультативного курса английского языка для детей ЗПР старшего дошкольного возраста
1.1. Необходимые условия для организации
При формировании детских факультативных групп, первым и необходимым условием является консультативная помощь дефектолога и логопеда, работающих с детьми. В частности, даже при сильном желании родителей и ребенка заниматься иностранным языком, подобные занятия могут пойти только во вред, так как уровень освоение родной речи, логопедические и психоневрологические нарушения могут быть недостаточно компенсированы даже в 6-7летнем возрасте.
При составлении перспективного плана и определении речевой нагрузки курса, необходима тщательная адаптация тематического, грамматического и лексического материала, соответственно начальному индивидуальному уровню детей. И, возможно, дальнейшая его коррекция по ходу освоения.
Обучение английскому языку с детьми ЗПР, как показала практика, на факультативе проходит с малыми группами : 4 – 6 человек одного возраста, соответственно меняется организация игрового наполнения занятий и адаптирование его для малых групп.
Особое внимание должно быть обращено на доступность текстов для аудирования и заучивания (игровые речевки) с учетом уже откорректированных специалистом логопедических нарушений.
Огромное значение имеет работа с родителями. Как правило, дети в семье которых родители являются носителями иностранного языка – в сторонней помощи по изучению его не нуждаются, так как в семье уже создана необходимая языковая среда. В остальных случаях довольно редки родители, которые хотя бы знакомы с английским языком на среднем уровне, и тем более владеют правильно поставленным произношением. Поэтому только от педагога зависит, насколько правильно и прочно будет усвоена и востребована иноязычная информация – будет ли иностранный язык выполнять свою коммуникативную функцию в свободное от занятий время.
К тому же, дети ЗПР уже достаточно нагружены программными и коррекционными занятиями. Поэтому на практике хорошо зарекомендовала себя подборка песенок, стихов, простых сказок в исполнении англоговорящих носителей языка - для домашнего прослушивания (аудирования, и компьютерные программы лексической и грамматической направленности. Иные «домашнее задания – нецелесообразны и утомительны для подобных детей.
1.2. Содержание и структура курса
Занятия начинаются в октябре и проводятся 2 раза в неделю, желательно во вторник и четверг после дневного сна. Средняя продолжительность 20 – 25 минут. Тематика занятий соответствует программе обучения и воспитания в детском саду. Курс состоит из нескольких разделов, каждый содержит учебный материал для 5-6 занятий; последнее – повторительное, синтезирующее.
Темы: Приветствие, знакомство.
Названия животных, основные движения.
Внешность
Праздники
Профессии, кем ты хочешь быть?
Семья
Еда, фрукты, овощи.
Одежда
Покупки, счет
Времена года, погода.
1.3. Технологические моменты обучения и воспитания в рамках курса
1. В основном, обучение детей старшего дошкольного возраста английскому произношению осуществляется с помощью имитации. Чаще всего имитации английской речи педагога. Но, ввиду высокой языковой восприимчивости – огромное значение имеет языковой образец речи носителя языка! Для осознанного освоения звуковой стороны английской речи в практике обучения используется «зарядка для язычка», что способствует коррекции произношения на родном языке. Разучивание песенок, считалок, рифмовок и другие дополнительные упражнения способствуют развитию интонации и мелодики английского языка.
2. Обучение лексике осуществляется по тематическому признаку. Поскольку эта лексика носит тематический характер, её изучение проводится с максимальной опорой на изобразительную и образную наглядность.
3. В основе обучения грамматике английского языка лежит принцип аналогии с родным языком (там, где это возможно)
4. Обучение аудированию и говорению осуществляется в общении. Это и диалог учителя с ребенком, детей между собой, беседа учителя со всей группой детей, беседа детей с игрушками в процессе игры. При этом говорение ребенка осмысленное.
5. Каждые 7 минут занятия педагог проводит подвижную игру, чтобы снять утомление и поддержать интерес к детей к занятию.
2. Игровой материал:
Ряд игр и игровых заданий, которые могут быть использованы для закрепления лексики и речевых образцов, для формирования навыков устной речи, как форма самостоятельного общения детей на английском языке.
«Little frog»
Дети одевают маски животных (или берут игрушки, становятся в круг. В круге водящий. Все хлопают в ладоши и говорят
«Little frog little frog - hop hop hop» - все прыгают
«Little frog little frog - stop stop stop» - останавливаются.
Водящий выбирает следующего ребенка и зовет его в круг.
«Little dog little dog – come to me, come to me»
Игровые действия повторяются с изменением содержания речё вки: меняются животные и способы действий.
«Мячик – переводчик»
Дети по очереди кидают мяч друг другу, кто кидает называет слово по-русски, кто ловит – по-английски. Кто ошибается – платит «штраф» - фишки. Выигрывает тот. у кого остается больше фишек, или кто дольше всех продержится.
«Button» (колечко)
Английский аналог известной игры.
Рифмовка: «One, two, three - button button run to me!»
«Watch» (часики)
Дети встают в круг. Считалкой выбирают «стрелочку». Во время проговаривания рифмовки, «стрелочка» крутится, а дети хлопают в ладоши. На кого в конце укажет «стрелка», тот - новый водящий.
Good morning Good morning
Good morning to you!
Good morning Good morning
I am glad to see you!
Игровое задание «My face»
Дети в процессе игры показывают движения
I can show you my face
Where everything is on its place.
With my nose I can smell
Many objects very well.
With my eyes I look around
Watch my feet
And stamp on the ground/
With my ear I can hear
What my friend is doing near
With my mouth I can eat
Everything that’s very sweet. Обводят пальцем несколько раз вокруг своих лиц
нюхают носом и показывают на предметы вокруг себя
прикладывают ладонь ко лбу козырьком и всматриваются вдаль
смотрят, как топают их ноги
прикладывают ладонь к уху и прислушиваются к соседу
жест имитирующий еду ложкой
довольно улыбаются и гладят себя по животу, как будто съели что-то вкусное
«Что пропало?»
Детям раздаются предметы или картинки изображающие предметы, животных. Выбирается водящий.
По сигналу Turn around водящий отворачивается и дети раскладывают картинки, убирая одну.
Дети говорят: What was here? But did disappear
Водящий поворачивается и пытается угадать что пропало. Если угадывает – «хозяин картинки занимает его место.
«Cat and mouse»
Дети встают в круг. Выбирают кошку и мышку.
После проговаривания рифмовки, кошка ловит мышку, остальные дети мешают ей.
Пойманная мышка выбирает новую кошку из числа детей стоящих в кругу.
Cat - Little mouse little mouse
Where is you house?
Mouse - Little cat little cat
I have not flat
I am a poor mouse
I have not house
One, two, three – you catch me!
«Homeless hare»
Дети- зайцы раскладывают обручи (кольца) - домики. По сигналу педагога зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. По следующему сигналу зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает – он становится бездомным зайцем
- a homeless hare. Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:
In the forest, little hares
Like to play, to jump, to run.
If a hare has his house
He wouldn’t be the homeless one.
Дети выбегают и резвятся на площадке, игра продолжается.
Кроме указанных подвижных игр, очень нравятся детям игры – инсценировки типа «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» .
С удовольствием дети участвуют в ролевых играх «Зоопарк», «День рождения Винни-Пуха», «Поезд», «Магазин», «Почтальон»…и др.
В ходе практической работы выяснилось, что, несмотря на речевые и психофизические особенности детей ЗПР, им вполне по силам усвоить необходимый речевой материал. Особенно, если он подается в занимательной игровой форме, доступен по содержанию и вызывает положительный эмоциональный отклик
Главное, чтобы детям было ИНТЕРЕСНО И ПОНЯТНО.
Список использованной литературы
1. Вронская И. В. Английский язык в детском саду. - СПб: РГПУ им Герцена; 2001
2. Шишкова И. А., Вербовская М. Е., Английский для малышей,- М; 2001
3. Английский язык для девочек и мальчиков, под ред. Спиваковского В. М. ,- Киев;1996
4. Дефектология Словарь-справочник,- М;1996
5. Английская речь – детям. Методические разработки для студентов дошкольного отделения неязыкового педвуза по обучению детей английскому языку,-ННовгород;НГПУ,1994
6. Рыбакова Н. В., Колкова М. К. Английский через ситуации. – СПб;1994