Ирина Синюкова
Условия формирования произносительной речи у детей в норме
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование произносительной речи у детей – очень важная задача для родителей и педагогов. Для полноценного речевого развития, в частности, для развития произносительных навыков, ребёнок должен быть психически и соматически здоровым, иметь здоровую нервную систему и головной мозг. Для произносительной стороны речи наиболее значимыми являются: нормальные умственные способности, хорошее зрение, хороший слух, хорошо развитое дыхание, полноценное анатомическое строение и функционирующие без патологии органы носовой и ротовой полостей.
Публикация «Условия формирования произносительной речи у детей в норме» размещена в разделах
В возникновении речевых расстройств, большая роль принадлежит различным неблагоприятным воздействиям на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом (инфекциям, травмам, интоксикациям, токсикозам, акушерским манипуляциям и др.). Как показывает практика, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, скандалы и конфликты между взрослыми, побои, чрезмерно строгие наказания и т. д.). Нельзя перегружать речь ребенка, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сказок сложных по содержанию и форме. Это задерживает развитие речи, а при острых психических травмах, может привести к невротическому заиканию. Надо учитывать возрастные особенности звукопроизношения и не заставлять ребенка говорить слова и фразы трудные как в звуковом, так и в смысловом отношении.
Для развития речи необходимо, чтобы ребёнок находился в окружении людей, воспринимая звучащую речь, а, значит, для формирования произносительной речи нужны социальные стимулы. Имея сформированный мозг, развитый речевой аппарат, хороший слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребёнок перенимает опыт общения от окружающих, поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре чётко произносили все звуки и слова; говорили не торопясь, не очень громко, плавно, правильно и отчётливо, следили за своим произношением. Нечёткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребёнка. В последнее время очень показательна та ситуация, когда родители не уделяют должного внимания своим детям: не общаются с ребёнком, не читают ему, не разучивают стихи, а предлагают разного рода гаджеты и свободное времяпровождение, лишая его тем самым живого эмоционального общения.
Для нормального речевого развития важна сформированность психологических механизмов. Общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать ребёнка к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио, магнитофон, им необходимо прямое общение со взрослыми на основе ведущей формы деятельности согласно определённому возрастному этапу. К примеру, замена эмоционального общения, которое характерно для 1-го года жизни ребёнка, на предметно-действенное (начинаем использовать элементы игры) в 2-3 года является мощным стимулом развития речи. У детей к этому времени накапливаются впечатления, появляются новые эмоции. Если же этого изменения не происходит, может случиться отставание в речи.
В общей системе работы по развитию речи детей необходимо уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, развитию слухового внимания и фонематического восприятия, выработке правильного дыхания, темпа и ритма речи, силы голоса, чёткой дикции и звукопроизношения.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи для более успешного осуществления комплексной медико-педагогической помощи. Тесное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и родителей позволит формировать у детей правильную произносительную сторону речи в соответствии с возрастными этапами развития.