Зарина Аликова
Условия для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста : 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Публикация «Условия для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Ясли
У детей 1,5- 2 лет появляется стремление к самостоятельности, но он еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и деятельности.
Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его еще очень велика.
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают. Но интерес к сверстнику постепенно растет.
К концу второго года жизни дети вступают в совместную игровую деятельность.
Дети в этом возрасти подражают действиям взрослых (кормят куклу, кладет спать, моют и т. д.).
Так же под присмотром воспитателя строят несложные постройки: башню, воротца, дорожку, играют в настольные игры, катают машины, собирают пирамиды, мозайку ит. д
1 младшая группа:
В этом возрасте включает различные виды активности:
- игры, подразумевающие сюжет и выполнение ролей;
- игры с имитацией стройки.
С этой целью детям выдается крупный конструктор позволяющий научиться выстраивать фигуры с соблюдением равновесия, а также:
- дидактические игры;
- ориентировочно-познавательная работа;
- изучение иллюстраций;
- предметная активность;
- двигательные игры;
- самообслуживание;
- наблюдения за окружающими явлениями;
- изобразительная деятельность;
- исполнение практических поручений старшего.
Для успешной сюжетной игры воспитанникам понадобится специальная атрибутика, позволяющая лучше отразить свои переживания и впечатления.
Важную роль в самостоятельной деятельности детей выполняют сюжетные игры со строительным материалом.
Увлекаясь разными видами конструктора, дошкольник закрепляет и совершенствует умения и навыки, которые приобрел.
Строительство позволяет познакомить участников группы с формой предметов, развивая пространственные отношения.
Кроме строительного материала, детям подойдут простые конструкторы, подходящие для возведения несложных построек, например башни из деталей конструктора, соединяющихся смыканием.
Игрушки для стройки сочетают с другими элементами.
Подойдут фигурки животных, куклы, машинки, которые помогут разнообразить игровой сюжет.
Создание новых форм развивает воображение ребенка.
Также игра способствует закреплению знаний о цвете.
Использование в занятиях дидактических игр помогает уточнить знания о цвете, форме и величине предметов.
Такие игры содержат материалы различной тематики, позволяющие ознакомить дошкольника с миром животных и растений, изучить профессии и основные виды транспорта.
Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы дополняется книгами и картинками, которые развивают навык свободной работы книгой. Воспитанник учится анализировать изображения, составлять историю по ним, относится к книгам с аккуратностью, учится после занятия раскладывать книги по местам.
2 младшая группа
В возрасте 3–4 года главное сконцентрироваться на выборе видов и приёмов
организации самостоятельной деятельности, которые помогут малышам проявить инициативу, учиться доводить начатое до конца и при этом помогут научиться действовать произвольно, а также станут основой для развития речи.
Акцент именно на эти цели и задачи объясняется двумя особенностями
воспитанников второй младшей группы:
Большая часть этих детей переживает кризис 3 лет, который характеризуется
переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими людьми.
Если раньше малыш безоговорочно слушал маму и старших, то теперь из-за
появившегося негативизма ребёнок часто им противоречит.
Самостоятельная деятельность позволяет маленькому бунтарю самоутвердиться, а значит, и снимает некоторое напряжение во взаимодействии с таким малышом.
В это возрасте детии играют в ролевые, режиссёрские игры, а также забавы по правилам.
Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольников, то её организации в ДОУ уделяется особое внимание.
Для самостоятельной игровой деятельности воспитанников второй младшей
группы необходим стандартный набор игровых материалов:
- мозаики (наряду с традиционными следует подключать и геометрические,
то есть представляющие собой простые геометрические фигуры);
- пазлы;
- конструкторы.
В процессе игры дети:
- моделируют бытовые ситуации с куклами, игрушками;
- учатся принимать решения и делать выбор (например, складывая пазлы
и выбирая тот или иной фрагмент);
- развивают логику (к примеру, раскладывая картинки по порядку развития сюжета прослушанной истории).
Средняя группа:
Дети пятого года жизни — маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми.
Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают.
Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
А также - это организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей - это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.
Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Практика показывает, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация).
Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности,
проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна.
Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду,
которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.
При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.
Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.)
Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ.
Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Старшая группа:
Самостоятельная деятельность старших дошкольников проявляется в разнообразных игровых формах, в проведении наблюдений и экспериментировании. В возрасте 5–6 лет у детей значительно расширяется сфера интересов, их любознательность выходит за рамки изучения объектов ближайшего окружения.
В детских беседах, занятиях и играх появляются размышления и фантазии о полётах в космос, пиратских приключениях, эре динозавров, путешествиях в дальние страны.
При подготовке условий для самостоятельной деятельности и продумывании методов организации детской активности, воспитатель старшей группы учитывает возрастные особенности подопечных:
- У детей внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются.
- Дети способны наблюдать за каким-либо объектом или процессом в течение длительного времени, создавать масштабные постройки из конструктора, собирать мозаику из значительного числа деталей.
- Дети способны к намеренному запоминанию.
Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и способы действий и воспроизводят их позже в самостоятельных занятиях :
Например, проводят опыты в уголке исследований или создают поделки в центре творчества.
- Совершенствуются интеллектуальные возможности детей.
В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий.
Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
Становится возможным осознанное экспериментирование, самостоятельно спланированное и выполненное.
Если ребёнок хочет провести опыт с веществами, он должен сначала проговорить воспитателю правила техники безопасности.
Педагог наблюдает со стороны за самостоятельным экспериментированием детей в мини-лаборатории.
- Расширяются познавательные интересы, дети изучают отдалё нные объекты:
планеты, космические корабли, морские глубины, динозавров;
на основе новой информации дети создают рисунки.
Усложняется игровая деятельность : сюжетно - ролевые игры строятся по обсуждаемым заранее правилам, среди участников распределяются роли.
- Мелкая моторика развита, дети работают и играют с мелкими предметами:
собирают конструктор из небольших деталей, делают украшения из бусин
бисера.
- Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно
выбирать партнёров для опытов, игр и бесед, обсуждать интересующие
их самих темы.
Подготовительная группа:
Самостоятельная деятельность в подготовительной группе проявляется во всех видах деятельности :
- игровой (сюжетно - ролевые, дидактические, логические игры);
- художественно-речевой
(создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории);
- социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение);
- познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём);
- художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций);
- трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными.