Светлана Севальнева
Условия благополучного перехода дошкольника на ступень начального образования
Условия благополучного перехода дошкольника на ступень начального образования
Проблема преемственности всегда была актуальной во взаимодействии детского сада и школы. Существует мнение о готовности ребёнка к школе как к приобретению ребёнком багажа определенного объема знаний и умений в детском саду. Обучение на школьной ступени в свою очередь строится с опорой на достигнутый уровень подготовки воспитанника ДОУ.
Учителя хотели бы видеть будущего первоклассника читающего, знающего состав числа, умеющего решать логические задачи, составляющего рассказы, пересказывающего, пишущего диктант печатными буквами без ошибок.
Публикация «Условия благополучного перехода дошкольника на ступень начального образования» размещена в разделах
На деле получается так что в угоду школе и родителям многие детские сады стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы, а это в свою очередь привело к вытеснению в детском саду игры как ведущего вида деятельности, поскольку она всё больше уступает места «обучению на занятиях».
Принимая во внимание ФГОС под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Повышенные нагрузки влекут за собой переутомление детей и как следствие ухудшение здоровья. Зачастую педагоги-психологи констатируют снижение учебной мотивации у дошкольников, отсутствие творческого начала, а это провоцирует детские неврозы, что неблагоприятно сказывается при переходе к школьному образованию.
А. В. Запорожец утверждает: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе».
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком. Способность человека управлять самим собой и другими людьми называется эмоциональным интеллектом (EQ). Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.
В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
В результате развития эмоционального интеллекта ребё нок получает:
1. Понимание и осознание эмоций, освобождение от страхов, что позволяет творчески мыслить, легче принимать решения.
2. Занимать лидерскую позицию, располагать к себе окружающих.
3. Сохранение энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Данный результат зависит от развития эмоционального интеллекта четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
В работе педагогом используются такие методические средства, как: ролевые игры, психогимнастические, коммуникативные, игры и задания, направленные на развитие произвольности, развитие воображения, релаксация, арттерапия (рисование, ритмопластика, танец, сказкотерапия, психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика) и т. д.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Необходимо стремиться к формированию у ребёнка навыков учебной деятельности, гибкости ума, умению принимать дидактическую задачу, анализировать, способствовать стремлению ребёнка добывать знания самостоятельно, формировать навыки самоорганизации, дисциплинированности, что послужит обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Развивая психические процессы, нужно научить детей учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий, а в школе они находят своё развитие на начальной ступени образования.
Исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Важно заметить, что в образовательном процессе детского сада и школы используются единые формы работы:
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность.
Детский сад – это «фундамент», а школа - само здание образования в котором происходит развитие образовательного потенциала и базовой культуры личности.
Содержание программы дошкольного образования и обустройство предметно - развивающей среды направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны опираться на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого - педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Таким образом целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Взаимодействие детского сада и школы заключается в изучении и анализе программ звеньев образования, нормативных документов по подготовке детей к школе, в обмене опытом и взаимных рекомендациях, что несомненно благополучно скажется на периоде перехода дошкольников на ступень начального образования.